ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МОТОЦИКЛОВ

Генератор 414. Причинами неисправности генератора 414 чаще всего бывают: плохой контакт щеток в щеткодержателях с коллектором, чрезмерное загрязнение, засаливание и обгорание контактов

регулятора напряжения. Загрязненный коллектор и щетки промывают бензином. После этого они должны без заеданий перемещаться в щеткодержателях. Если после промывки и закрепления проводов в цепи генератор — регулятор контрольная лампочка не сигнализирует о восстановлении нормальной работы генератора, то отдельно проверяют генератор и реле-регулятор.

При проверке от клемм генератора отсоединяют провода. Затем клемму «Ш» соединяют через предохранитель / с «массой» (рис. 64), а к клемме «Я» подключают контрольную лампу 2 большой мощности. Если лампа не 1агорается при большой частоте вращения якоря, то это означает, 1то генератор неисправен. В этом случае его неисправность не свя-ана ни с работой реле, ни с работой регулятора. Если лампа загорается, то, следовательно, неисправен реле-регулятор или провода, оединяющие его с генератором.

Когда установлено слабое натяжение пружин, следует проверить зное щеток. Изношенные (менее 11 мм по высоте) и поврежденные

щетки заменяют новыми. Пружины щеткодержателей должны прижимать новые щетки к коллектору с усилием 7,27...27,26 Н. При износе щетки это усилие уменьшается наполовину. Давление щеток измеряют динамометром. Под щетку подкладывают полоску бумаги шириной 15...20 мм и длиной 250...300 мм. Затем, растягивая пружину динамометром, одновременно тянут бумажную полоску. В момент, когда бумажная полоска начнет перемещаться, отмечают показание динамометра, которое и будет соответствовать силе, прижимающей щетку к коллектору. Сильное искрение под щетками, колебание- и отсутствие зарядного тока, а также перегрев генератора могут быть вызваны загрязнением и обгоранием коллектора. Это также может произойти при выступании изоляции между пластинами коллектора.

Перегрев может возникнуть от задевания якоря за полюсные сердечники, отсутствия или недостаточности смазки подшипников. В этом случае удаляют старую и наносят новую смазку («Литол-24»), предварительно сняв крышки генератора. При небольшом подгорании коллектора зачищают его поверхность наждачной бумагой зернистостью 100...200 (рис. 65,а).

Протачивают коллектор только при небольших выгораниях на пластинах. Эту работу выполняют на токарном станке до размера не менее 25,5 мм. После проточки углубляют изоляцию между пластинами (на ширину 0,5...0,6 мм и глубиной 0,8 мм). На станке модели 2155 эту работу проводят фрезой, при отсутствии этого оборудования протачивают вручную ножовочным полотном (рис. 65,в). Новые щетки притирают к коллектору также наждачной бумагой, которую укладывают между щетками и коллектором так, чтобы абразив был обращен к щетке (рис. 65, б). Притирают до тех пор, пока щетка не будет прилегать к коллектору своей поверхностью не менее 2/з площади. После притирки детали обдувают сжатым воздухом или тщательно протирают ветошью.

Биение якоря определяют в центрах индикатором (рис. 66). Суммарное биение якоря не должно превышать 0,05 мм. В случае повышенного биения якорь правят на призмах.

При подозрении на наличие обрывов или коротких замыканий в обмотках и выводах целесообразнее генератор сдать в ремонтную мастерскую. При необходимости проверяют коллектор, обмотку возбуждения и якорь на отсутствие обрывов, межвитковых замыка-

ний и на «массу». Эти дефекты могут быть обнаружены контрольной лампой, которую включают в цепь постоянного тока с напряжением 24 или 12 В. Замыкание пластин коллектора и обмотки якоря на «массу» определяют следующим образом. Один штырь контрольной лампы прикладывают к сердечнику или валу якоря, а второй — поочередно к каждой пластине коллектора (рис. 66,6). Если лампа загорается, то замыкание на «массу» подтверждается. Обрыв концов секций обмотки от коллекторных пластин устанавливают, последовательно прикладывая штыри к двум соседним пластинам. При на-

личии обрыва лампа загорается. Оборванные концы припаивают припоем ПОС-30 или ПОС-40 с канифолью или другими бескислотными флюсами.

Для определения замыканий обмоток возбуждения один штырь контрольной лампы прижимают к зажиму «Ш» генератора, а второй—к корпусу (рис. 66, в). В случае замыкания контрольная лампа загорается. При нахождении обрывов в обмотке возбуждения один штырь прижимают к зажиму «Ш» генератора, а второй — к началу обмотки возбуждения. Если лампа не горит, значит, обрыв в обмотке возбуждения. Межвитковое замыкание в катушке возбуждения определяют замером его сопротивления и сопоставлением полученной величины с сопротивлением исправной катушки. Поврежденную катушку заменяют на новую. Для этого снимают полюсный наконечник, винт крепления которого отвертывают С ПОМОЩЬЮ приспособлений.

Генератор Г-424. Генератор Г-424 (рис. 67) представляет собой трехфазную 12-полюсную синхронную электрическую машину закрытого исполнения, с электромагнитным возбуждением, со встроенным выпрямителем ВБГ-2А. Он работает совместно с реле-регулятором РР-330. Принцип действия генератора Г-424 аналогичен принципу действия любой другой трехфазной машины с электромагнитным возбуждением, но имеет характерные особенности, присущие только этому генератору. При трогании с места и разгоне мотоцикла обмотка возбуждения генератора должна питаться от аккумуляторной батареи, и, лишь после возбуждения от аккумуляторной батареи при скоростях вращения ротора, превышающей 2400 мин-1 генератор переходит на работу в режиме самовозбуждения. Работа генератора при разряженной аккумуляторной батарее невозможна.

Работу генератора проверяют на специальном стенде на холостом ходу по схеме, представленной справа на рисунке 68. При всех проверках, связанных с подачей напряжения, строго соблюдается полярность включения, т. е. к клемме « + » подключают только плюсовой провод. При отсутствии стенда электрические характеристики приближенно определяют на работающем двигателе мотоцикла. В этом случае необходимо присоединить провода, идущие от пульта: к клемме «~» (переменно)—серый, к клемме « + »— голубой, к клемме «Ш» — желтый. При проведении этой работы мотоцикл устанавливают на подставку, включают четвертую передачу коробки передач; изменяя частоту вращения коленчатого вала, устанавливают на спидометре скорость 25 км/ч, при этом вольтметр должен пока-

зывать не менее 14 В. При отсутствии показаний вольтметра для возбуждения генератора подключают аккумуляторную батарею кратковременным нажатием кнопки возбуждения Кв.

Далее вновь увеличивают частоту вращения коленчатого вала до показания на спидометре скорости 37 км/ч, при этом вольтметр должен показывать 14 В, а амперметр — 2 А, при нажатой кнопке Кн—ПА. При дальнейшем увеличении частоты вращения коленчатого вала до максимальной на всех режимах вольтметр должен показывать не менее 14 В при нагрузке 2 А.

При включении нагрузки кнопкой Кн амперметр должен показывать 11 А. Заглушают двигатель и соединяют провода по своим местам.

Для замера берут амперметр класса 1,5 с показаниями до 15 А и вольтметр класса 1 с показаниями до 30 В, а нагрузочный реостат с сопротивлением в 2 Ом при допустимом токе 15 А. Напряжение замеряют на зажимах «ВЗ» * + > и корпус « —» реле-регулятора.  Силу тока замеряют    общую    в    разрыве между клеммой  « + » генератора и проводами, присоединяемыми к этой клемме; отдельно в каждой цепи — в разрыве этой цепи.

Для разборки генератора (см. рис. 67) необходимо снять кожух /, отвернув два винта и сняв угольники. Отвернуть винт Мб, снять вентилятор 2, выпрямительный блок 3, клеммную колодку и щеткодержатель 4, вывернув соответствующие винты и гайки, заметить места отсоединения кабельных наконечников. Слегка вталкивают выводные болты статора внутрь крышки 5. Выворачивают три стяжных винта и снимают крышку 5 легкими ударами деревянного или резинового молотка по приливам для стяжных болтов. Затем вынимают ротор в сборе из крышки 10. Со стороны контактных колец съемником снимают подшипник с вала.

Со стороны привода рас-шплинтовывают и отворачивают гайку, а затем снимают шестерню и шпонку. Удаляют металл из шлицев винтов, крепящих крышку подшипника, выворачивают их и снимают крышку. Съемником вынимают вал из подшипника, для чего необходимо    упереться     в

центровое  отверстие  вала и фланец крышки. Разобранные детали очищают сухой ветошью и проверяют их состояние.

Ротор в сборе представлен на рисунке 69. При наличии межвит-кового замыкания обмотки возбуждения н износе поверхности вала

под подшипник до диаметра менее 16,99 мм он подлежит замене.

При поступлении в ремонт он может иметь следующие дефекты:

износ боковых поверхностей шпоночного паза до ширины более 3,001 мм — устраняют фрезеровкой нового шпоночного паза под углом 90° к дефектному;

погнутость вала более 0,08 мм — вал правят на призмах до устранения недопустимой погнутости (радиальное биение поверхностей А, Б, В относительно общей оси поверхностей Г и Д не должно быть более 0,08 мм);

срыв резьбы хвостовика вала более двух ниток — стачивают резьбу, обваривают вал, обрабатывают и нарезают резьбу нормального размера. Зазор между магнитопроводами недопустим. Разность зазоров между соседними полюсами не должна быть более 1,5 мм. Неуравновешенность ротора в плоскостях I—I и II—II допускается не более 3 г-см. Сверлением устраняют отверстие диаметром и глубиной 4,5 мм (не более двух на каждом полюсе). Места сверлений покрывают цапонлаком.

Статор в сборе (рис. 70) может иметь следующие дефекты: отпаялся наконечник — дефектное место зачищают и припаивают дополнительную часть вывода, после чего место соединения и пайки изолируют;

пробой на массу, межвитковое замыкание, обгорела изоляция катушки — заменяют катушку. Катушка статора с началом первой $>азы HI должна надеваться на восьмой зуб, считая от фиксатора

по часовой стрелке. Концы проводов паяют оловянным припоем ПОС-40 с применением бескислотного флюса, места пайки тщательно зачищают. Для нулевой точки допускается сварка оплавлением. Изоляция обмотки должна выдерживать синусоидальное напряжение между любой из фаз и пакетом, обмотка не должна иметь нигде замыканий. Соединение начала обмоток должно располагаться в пределах кольца, ограниченного цилиндрическими поверхностями, имеющими диаметры 73+°>12 и 102_о,о7 мм. Разрезная часть трубки должна быть обращена в сторону пакета статора.

Щетки заменяют при наличии сколов и износа, если их размер по высоте будет менее 10 мм. Они-должны притираться к контактным кольцам своей рабочей поверхностью с охватом ее не менее 88%.

Генератор Г-424 собирают в обратном порядке разборки. Фиксаторы на крышках генератора и статора должны составлять одну прямую линию. Перед сборкой крышки 5 (см. рис. 67) в отверстия продевают выводные болты статора так, чтобы надетые на них изоляционные втулки были утоплены в соответствующие углубления в крышке, а головки выводных болтов — во втулках.

Гайки крепления шестерни генератора затягивают динамометрическим ключом моментом 22...28 Н-см, а гайки клеммной коробки — моментом 180...250 Н-см.

Реле-регулятор РР-302. Реле-регулятор состоит из реле обратного тока (РОТ), регулятора напряжения (РН) и ограничителя тока. Он работает, когда якорь генератора вращается с малой частотой вращения, контакты / и 2 (рис. 71)  разомкнуты, а двусторонний кон-

такт 8 якорька регулятора прижат пружиной к верхнему контакту 7, соединенному с «массой». В этом положении обмотка возбуждения 9 генератора соединяется с «массой» через компенсационную обмотку и контакты 8 и 7 регулятора.

Реле-регулятор может иметь дефекты. Один из них—выгорание или наплывы на рабочей поверхности контакта до его толщины более 0,5 мм. Чтобы устранить дефект, надо зачистить поверхность контакта, но до размера не менее 0,5 мм. Если толщина контакта при выгорании окажется меньше 0,5 мм, заменяют держатель.

Бывает выгорание или наплывы на рабочей поверхности контакта угольника до величины не менее 0,7 мм. В этом случае зачищают контакт до устранения дефекта, но до размера не менее 0,7 мм. При меньшем размере заменяют угольник в сборе с держателями контактов. При пересыхании, механических повреждениях изоляции проводов обмоток заменяют дефектную обмотку. Нарушена пайка выводов обмотки — зачищают дефектные места и пропаивают. Повреждена изоляция выводов обмоток — дефектную изоляцию снимают и изолируют ввод полихлорвиниловой трубкой. Сорвана резьба болтов клемм более двух ниток — заменяют* дефектный болт. Зазор между якорем и сердечником реле обратного тока при )азомкнутых контактах должен быть 0,6—0,8 мм, зазор между контактами— не ме«ее 0,25 мм. Зазор между якорем и сердечником >егулятора напряжения при замкнутых контактах регулируют в пре-1елах 0,9—1,0 мм перемещением угольника с держателями контактов. Величину перемещения подвижного контакта между неподвиж-шми регулируют в пределах 0,25—0,3 мм. Допускается подгиб дер-кателя верхнего контакта.

Реле-регулятор РР-330. Проверяют работу реле-регулятора DP-330, электрическая схема которого представлена на рисунке 72, овместно с работой генератора. Величину напряжения срабатыва-шя реле выключения лампы при работающем двигателе мотоцикла шределяют на зажимах реле-регулятора «~» и корпус «—» путем [лавного повышения частоты вращения ротора. Потухание лампы игнализирует о моменте срабатывания реле-регулятора. Контрольные параметры:

реле регулятора: напряжение сраОатывания реле включения лампы заряда при 25±10°С — 5,5±0,5 В;

регулируемое напряжение при той же температуре и частоте вращения ротора (3500±100) мин-1 и токе нагрузки 5 А—13,5...14,5 В;

реле включения лампы: величина зазора между якорем и сердечником при замкнутых контактах — 0,35...0,45 мм;

регулятора напряжения: величина зазора между якорем и сердечником при замкнутых контактах—1,3...1,4 мм.

Зазоры регулируют перемещением держателя верхнего контакта.

Реле-регулятор РР-330 ремонтируется аналогично реле-регулятору РР-302.

Звуковые сигналы С-37 и С-37А. Звуковые сигналы могут иметь различные дефекты. При трещинах, обломах мембраны или резонатора заменяют дефектную деталь; при повреждении изоляционных трубок выводов катушки заменяют дефектную трубку; при трещинах, отколах колодки подключения заменяют колодку; при срыве резьбы регулировочного болта более двух ниток заменяют болт; при потере упругости или обломе регулировочной пружины заменяют пружину; при выгорании и наплывах на контактах до их толщины не менее 0,9 мм зачищают поверхности контактов до устранения дефекта, но до толщины не менее 0,6 мм.

Звук сигнала должен быть сильным, ровным, чистым, без треска и дребезжания. Проверку производят при десятикратном включении.

Распределитель ПМ-0,5. Распределитель может иметь дефекты. При повреждении конденсатора заменяют конденсатор; при срыве резьбы в отверстии пластины прерывателя заваривают отверстие, высверливают и нарезают резьбу нормального размера М4; при выгорании на поверхностях контактов до толщины не менее 0,6 мм зачищают контакты до устранения дефекта, но до размера не менее 0,4 мм, в противном случае заменяют рычаг или контактную стойку; при выгорании торцовой поверхности контакта бегунка заменяют бегунок; при изломе пружины контактного угольника заменяют пружину.

Допускаются на крышке распределителя отколы площадью не более 16 мм2 и не более двух.

Прерыватели ПМ-11 и ПМ-302 с автоматами опережения зажигания. При подгорании контактов их зачищают надфилем. Кратер (углубление) не рекомендуется выводить полностью. Автомат с расшатанными осями или изношенными отверстиями во втулках заменяют. На установленном автомате необходимо устранить холостой ход грузиков отгибом стойки, которая крепит тонкую пружину.