ПОДГОТОВКА К РЕМОНТУ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА РЕМОНТА

Для правильной эксплуатации мотоцикла водителю необходимо знать причины износа деталей, оценивать его степень и своевременно производить ремонт. При работе первоначальные размеры, форма, объем, масса и механические свойства сопряженных деталей мотоцикла изменяются из-за изнашивания, появления усталостных напряжений, коррозии и др.

Их причины: неправильное управление мотоциклом и его перегрузка, нарушение периодичности технического обслуживания, износ деталей, аварии и столкновения. Неумеренно быстрая езда по плохим дорогам и загрузка мотоцикла выше установленной нормы способствуют ускоренному износу и поломке отдельных деталей. Контрольные, крепежные и смазочные операции после определенного пробега мотоцикла обеспечивают безопасность движения, предотвращают аварийные неисправности и выход из строя наиболее ответственных и дорогостоящих агрегатов мотоцикла.

Агрегаты и узлы мотоцикла изнашиваются и теряют работоспособность в разные сроки эксплуатации.

Как бы хорошо ни осуществляли уход за мотоциклом и его агрегатами, нарастающий износ деталей неизбежно вызывает постепенное снижение эксплуатационных качеств его, что приводит к необходимости ремонта. Для поддержания мотоцикла в технически исправном состоянии заводами-изготовителями разработана система технического обслуживания. Условно можно считать, что техническое обслуживание восстанавливает пригодность мотоцикла к эксплуатации благодаря использованию регулировочных устройств и подтяжке крепежа.

Межремонтные обязательные сроки по видам ремонта мотоциклов еще не установлены. Это объясняется наличием неравномерности износа отдельных агрегатов вследствие большого разнообразия условий эксплуатации.

Потребность в текущем ремонте возникает в процессе эксплуатации мотоцикла в результате износа или поломки какой-либо детали, когда все другие детали и мотоцикл в целом находятся в хорошем состоянии. Текущий ремонт составляет основную часть работ. Его своевременное и качественное выполнение способствует увеличению пробега мотоцикла до капитального ремонта.

При текущем ремонте мотоцикла или агрегата устраняют неисправности, заменяя или ремонтируя детали, кроме базовых, к кото-

рым относятся картер двигателя, коробки передач, главная передяча, рама мотоцикла, рама коляски и кривошипно-шатунный механизм. Этот ремонт предназначен для восстановления и поддержания работоспособности мотоцикла, устранения отказов и неисправностей, возникающих в работе или выявленных при техническом обслуживании.

Принимая для тяжелых мотоциклов аналогичные виды ремонта, установленные для автомобилей (текущий и капитальный), мотолюбитель, имеющий слесарные навыки, может самостоятельно выполнить большинство операций текущего ремонта тяжелого мотоцикла, заменяя отдельные детали, узлы, агрегаты или восстанавливая детали и сопряжения. При текущем ремонте заменяют или восстанавливают изношенные детали, отдельные агрегаты и узлы. В случае отсутствия технических возможностей самостоятельного ремонта следует прибегать к услугам специализированных мастерских и заводов.

Заводы-изготовители мотоциклов в комплект оснащения водителя прилагают минимум инструмента для производства технического обслуживания и текущего ремонта. В дополнение к этому комплекту рекомендуется иметь: ножовку с ножовочными полотнами, два-три плоских напильника (личных и бархатных), несколько надфилей (разных), три-четыре отвертки, свинцовые, медные и алюминиевые молотки, комбинированные кусачки, маленькие плоскогубцы для тонких работ, щипцы с длинными губками для выемки стопорных колец поршневого пальца и других работ в труднодоступных местах, развертки диаметром 8...8,03 мм, 20,993...20,983 и 21,007... 20,997 мм для развертывания втулки верхней головки шатуна, ванночки для слива масла при снятии головок цилиндра.

Для производства более сложного ремонта нужны некоторые специальные приспособления и инструменты, часть которых представлена в процессе описания различных работ и иллюстрируется в приложении. При их помощи можно обеспечить правильную технологию и высокое качество сложного ремонта.

При капитальном ремонте восстанавливают зазоры и натяги до величин, обусловленных чертежами или техническими условиями, и обеспечивают] 85...95% годности мотоцикла по сравнению с новым той же модеуш. Во время капитального ремонта полностью разбирают мотоцикл и разделяют все детали на годные, требующие ремонта и негодные. Капитальный ремонт может быть выполнен только на заводе или в специализированных мастерских.

Кроме указанных ремонтов иногда требуется аварийный, вызванный внезапным выходом мотоцикла из строя вследствие поломок или по другим причинам. Содержание и объем работ при этом ремонте зависят от размеров и вида повреждений.