Разберем, какие же условия необходимы для пуска двигателя. Для успешного пуска двигателя необходимы три условия: легкость проворачивания коленчатого вала стартером или пусковой рукояткой, обеспечивающих необходимую для пуска частоту вращения вала двигателя; образование карбюратором горючей смеси надлежащего состава, способной к воспламенению от искры и, наконец, регулярное искрообразование между электродами свечей в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.
В автомобилях Москвич-2140 выполнены все перечисленные условия для самых различных случаев эксплуатации, в том числе при низких и отрицательных температурах воздуха, что обусловливает высокие пусковые качества автомобиля. Так, например, устанавливаемая на автомобиль Москвич-2140 аккумуляторная батарея 6СТ-55 по номинальной емкости (55А *ч ) уступает среди легковых советских автомобилей только лишь автомобилю ГАЗ-24, который комплектуется аккумуляторными батареями 6СТ-60, с номинальной емкостью соответственно 60 А*ч . Мощность стартера увеличена до 1,7 л. с. (1251 Вт), что также находится на достаточно высоком уровне (мощность стартера Жигулей — 1,77 л. с. (1303 Вт), ГАЗ-24 — 1,4 л. с. (1030 Вт).Карбюраторы К-126Н или 2101-1107010-11, устанавливаемые на автомобилях Москвич-2140, имеют, как и карбюраторы Жигулей, полуавтоматические пусковые устройства, которые обеспечивают приготовление легковоспламеняемой горючей смеси в процессе пуска. А надежное и регулярное искрообразование между электродами свечей в процессе пуска обеспечивается аккумулятором с достаточной емкостью, а также благодаря высокой эффективности приборов системы зажигания (усиление искры при пуске двигателя автоматическим закорачиванием вариатора катушки зажигания и т. д.). Таким образом, в автомобиле есть все необходимое для пуска двигателя без затруднений, и от владельца автомобиля требуется только, чтобы он умело, со знанием дела, мог воспользоваться этим.
Из-за чего же могут возникать трудности при пуске двигателя автомобиля Москвич-2140? Наиболее часто трудности пуска двигателя связаны с отсутствием бензина в поплавковой камере карбюратора, — он испаряется во время стоянки. А топливный насос на двигателе стоит значительно выше топливного бака, и при малейшей неплотности клапанов топливного насоса топливо стекает по топливопроводу в бак, высушивая всю систему, включая и клапаны топливного насоса. А сухие клапаны далеко не всегда обеспечивают требуемую герметичность, чтобы закачать при помощи топливного насоса бензин в поплавковую камеру карбюратора. Если на это не обратить внимания, то, увы, вы разрядите аккумуляторную батарею и на этом дело кончится. Значит, прежде чем пускать двигатель, необходимо убедиться в наличии топлива в поплавковой камере карбюратора, особенно после двух-, трехдневной и более стоянки. В карбюраторе К-126Н это сделать очень просто — достаточно посмотреть в смотровое окно в стенке поплавковой камеры. С карбюратором 2101-1107010-11 это сложнее, так как этот карбюратор не имеет смотрового окна. В этом случае снимите крышку воздушного фильтра и, заглядывая в горловину карбюратора, нажмите резко на рычаг, приводящий дроссельные заслонки. При наличии топлива в поплавковой камере из распылителя насоса-ускорителя в первичной камере брызнет сильная струя топлива.Закачать топливо ручной подкачкой топливного насоса не всегда удается из-за недостаточной герметичности сухих клапанов. Чтобы раз и навсегда решить эту проблему, целесообразнее всего улучшить герметичность клапанов топливного насоса по способу, предложенному в журнале За рулем № 11 за 1978 г. Для этого отсоедините оба топливных шланга от топливного насоса, выверните два винта, крепящих крышку головки и осторожно (не повредите прокладку) снимите крышку топливного насоса. Выверните винты, соединяющие головку насоса с корпусом, осторожно снимите головку топливного насоса, стараясь не повредить диафрагму. Чтобы при дальнейшей разборке не нарушить заводскую регулировку топливного насоса, пометьте корпусы впускного и выпускного клапанов и глубину их посадки в отверстиях головки насоса.
С помощью стального прутка диаметром 4,5 мм легкими ударами молотка выпрессуйте корпусы клапанов из головки насоса. Дальнейшая работа сводится к притирке кольцевых рабочих поверхностей клапанов головки топливного насоса с помощью притира, показанного на рис. 42, б. На нижнюю торцовую поверхность притира нанесите несколько капель керосина и немного притирочного порошка. Затем, вставив направляющую притира в посадочное отверстие клапана, вращательными движениями, слегка прижимая, притрите кольцевую поверхность седла клапана, — она должна быть гладкой, ровного сероватого цвета. Тщательно промойте головку и клапаны в бензине. Соберите клапаны головки в обратной последовательности. При сборке резиновые клапаны устанавливайте обратной (нерабочей) стороной. Перед окончательной затяжкой шести винтов крепления головки поднимите рычаг ручной подкачки в крайнее верхнее положение и затягивайте винты крест-накрест. Кроме этого, можно посоветовать значительно удлинить топливный резиновый шланг от топливного насоса к карбюратору так, чтобы нижняя часть шланга была опущена как можно ниже, вплоть до касания его с балкой передней подвески. Таким образом вы как бы понизите топливный насос и сильно уменьшите разницу уровней между ним и топливным баком. В практике часто встречается, что в теплое летнее время двигатель пускается без всяких трудностей, а с наступлением холодов его как будто подменили — несмотря на все старания, и даже на наличие топлива в поплавковой камере карбюратора, он не пускается. На что же еще нужно обращать внимание, особенно перед наступлением зимнего периода? Как говорилось выше, одним из условий пуска двигателя является достаточно легкое проворачивание коленчатого вала двигателя стартером, а это самым непосредственным образом связано с вязкостью масла, залитого в двигатель. И если вы с наступлением холодов не поменяли летнее масло на зимнее, то при отрицательных температурах вязкость летнего масла увеличивается настолько, что стартер не в состоянии обеспечить требуемую для пуска частоту вращения коленчатого вала двигателя. Поэтому заблаговременно перед наступлением холодов независимо от пробега автомобиля после последней замены масла смените летнее масло на зимнее в соответствии с рекомендациями в инструкции по эксплуатации автомобиля Москвич-2140 и в приложении 3.На пуск двигателя, особенно в зимнее время, оказывают большое влияние приборы электрооборудования, состояние которых в процессе эксплуатации ухудшается и которые требуют систематического контроля. Те неисправности, которые не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на пуск двигателя летом и о которых даже не подозревает владелец автомобиля, зимой сразу же дают о себе знать, и первым симптомом этих неисправностей является затрудненный или даже невозможный пуск двигателя. Взять, к примеру, аккумуляторную батарею. В летний период она вполне справляется со своими обязанностями при разряженности до 50%. И, если владелец не очень внимателен и не следит за ее состоянием, то он может даже об этом не знать, хотя постоянно отклоненная стрелка амперметра в сторону плюс говорит о недозаряженности аккумулятора (как известно, если стрелка амперметра стоит на нуле, конечно, при условии исправности реле-регулятора, амперметра, а также при правильном натяжении ремня вентилятора, то это говорит о полном заряде аккумуляторной батареи). С наступлением холодов владелец с удивлением замечает, что всегда до этого якобы исправная батарея вдруг не в состоянии провернуть стартером коленчатый вал двигателя с необходимой для пуска двигателя частотой вращения. А объясняется все очень просто: сопротивление прокручиванию коленчатого вала резко возросло и батарея, разряженная наполовину, уже не в состоянии при пуске обеспечить достаточную частоту вращения вала. Помните и о том, что у разряженной батареи понижается плотность электролита и повышается температура его замерзания, что может привести, при отрицательной температуре окружающего воздуха к размораживанию аккумулятора и к полному отказу его в работе. Поэтому заблаговременно, не дожидаясь наступления холодов, проверьте натяжение ремня привода вентилятора, степень заряженности аккумуляторной батареи (по плотности электролита), уровень электролита, проверьте, не окислились ли зажимы аккумуляторной батареи и наконечники проводов (особенно плюсового). Как проводить все эти работы, подробно описано в соответствующих разделах этой книги.
Затрудненный пуск двигателя может быть из-за неисправности приборов системы зажигания. Контакты прерывателя постепенно замасливаются и обгорают, зазор между ними в разомкнутом состоянии изменяется (обычно уменьшается) по сравнению с требуемым . Все это снижает электрические характеристики системы зажигания и резко ухудшает пусковые качества двигателя, особенно в зимний период. Поэтому необходимо также заблаговременно почистить контакты прерывателя, отрегулировать зазор между ними, проверить правильность установки зажигания.Двигатель может не пускаться и из-за утечки тока высокого напряжения через грязь и копоть, находящиеся на крышке катушки зажигания и на крышке прерывателя-распределителя. Иногда утечка тока высокого напряжения вызывается трещиной крышки прерывателя-распределителя или происходит между проводами высокого напряжения через ставшую ненадежной изоляцию проводов. Эти неисправности легко определяются в темное время суток по искрам, проскакивающим в момент попытки пуска двигателя, по поверхности крышки катушки зажигания, крышки распределителя или между проводами высокого напряжения. Подобные неисправности должны устраняться заменой поврежденных деталей или тщательной очисткой поверхностей крышки катушки зажигания и прерывателя-распределителя. Целесообразно перед наступлением зимнего периода тщательно очистить все приборы системы зажигания от грязи и внимательно проинспектировать состояние проводов высокого напряжения и колпачков свечей зажигания. В случае сомнительного их состояния лучше заменить их на новые.
Свечи зажигания автомобилей Москвич-2140 достаточно надежны, но для облегчения пуска двигателя в зимний период лучше заменить их на новые или по крайней мере на имеющие небольшой пробег (4000 — 5000 км).Как уже говорилось выше, карбюраторы, устанавливаемые на автомобили Москвич-2140, имеют полуавтоматическое пусковое устройство в сочетании с ручным приводом воздушной заслонки (подсосом), Если оно по какой-либо причине ухудшит свою работу, то пуск холодного двигателя будет затруднен или невозможен (особенно в зимнее время года). Для проверки работы пускового устройства снимите крышку и корпус воздушного фильтра, затем вытяните до отказа кнопку воздушной заслонки. При этом воздушная заслонка должна быть полностью закрыта. При полном вдавливании кнопки воздушная заслонка должна полностью открываться. Если это не так, нужно соответствующим образом отрегулировать ручной привод воздушной заслонки. Иногда даже при правильно отрегулированном ручном приводе воздушной заслонки она полностью не закрывается (это чаще встречается у карбюраторов К-126Н) из-за того, что своими кромками задевает за стенки горловины карбюратора (обычно из-за чрезмерного нагара или по другой причине). В этом случае необходимо добиться полного закрытия воздушной заслонки.
Рассмотрим теперь, в чем заключаются правильные действия водителя при пуске двигателя в холодное время года. Сразу напоминаем, что прежде всего необходимо убедиться в наличии топлива в поплавковой камере карбюратора, затем вытянуть до отказа кнопку управления воздушной заслонкой карбюратора, нажать на педаль сцепления, убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, и включить стартер на 10—15 с (естественно, что если двигатель пустится раньше, стартер надо выключить сразу после пуска). При пуске двигателя не нажимайте на педаль управления дроссельными заслонками. Они автоматически открываются (при закрывании воздушной заслонки) на необходимый угол, при котором обеспечивается оптимальный состав горючей смеси и необходимая частота вращения коленчатого вала для прогрева двигателя. После пуска двигателя резко отпустите педаль сцепления. Если при этом частота вращения вала двигателя недопустимо уменьшится (двигатель вот-вот заглохнет), быстро выжмите сцепление и, подождав увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя, вновь отпустите педаль сцепления. При всех этих манипуляциях с педалью сцепления не надо нажимать на педаль управления дроссельными заслонками. При прогреве двигателя частота вращения коленчатого вала будет постепенно возрастать, и по мере ее возрастания постепенно вдвигайте кнопку управления воздушной заслонкой.Если в течение 10—15 с двигатель не пустился, выключите стартер, зажигание и в течение одной минуты сделайте перерыв, затем повторите пуск. Если после трех попыток вам не удалось пустить двигатель (но при этом наблюдались вспышки в отдельных цилиндрах), проделайте следующее: вдавите до конца кнопку управления воздушной заслонкой, полностью нажмите на педаль управления дроссельными заслонками и, включив стартер, в течение 10—15 с продуйте двигатель. Затем через минуту вновь пускайте двигатель, вытянув до конца кнопку управления воздушной заслонкой и не трогая педали управления дроссельными заслонками. Если не помогла продувка, необходимо вывернуть свечи, прожечь их и после установки на место повторить пуск двигателя, действуя при этом указанным способом. Если аккумуляторная батарея разрядилась основательно, можно прикурить от батареи другого автомобиля, применив для этой цели провода с быстро-съемными зажимами.
В случае если описанные приемы не дали результата и вы решили прибегнуть к пуску двигателя - путем буксировки автомобиля, вам следует учесть следующее. Необходимость пуска с помощью буксировки автомобиля может возникнуть лишь при очень низких температурах окружающего воздуха (минус 25 —30°С). Отметим весьма распространенную ошибку, допускаемую неопытными владельцами автомобилей. При буксировке они сразу включают вторую или даже первую передачу и пытаются пустить двигатель. При этом задние колеса идут юзом, автомобиль бросает из стороны в сторону и иногда этот пуск оканчивается весьма плачевно. Чтобы избежать этого, начинайте пуск при буксировке с нейтрального положения рычага переключения передач. Только после того, как задние колеса начнут уверенно вращаться без юза, включите прямую передачу, а после этого при необходимости переходите на более низкие передачи.Теперь о пуске горячего двигателя. Для надежного пуска горячего двигателя запомните одно правило: полностью или даже частично прикрывать воздушную заслонку недопустимо. Наоборот, если горячий двигатель по какой-либо причине заглох, пускать его надо с продувкой, т. е. при полном нажатии на педаль управления дроссельными заслонками.