Если вы предполагаете, что ваш автомобиль слишком много расходует топлива, прежде всего убедитесь в этом при помощи точного подсчета пройденных километров и израсходованного за этот пробег топлива, т. е. определите эксплуатационный расход топлива. Многие владельцы при расчете эксплуатационного расхода топлива допускают грубые ошибки в методах замера израсходованного топлива и часто обращаются на СТО с необоснованными жалобами на большой расход топлива автомобилем, хотя при правильных замерах оказывается, что автомобиль полностью исправен и расход топлива находится на надлежащем уровне. К распространенным допускаемым ошибкам при замерах топлива относится способ замера расстояния, пройденного на полностью заправленном баке, т. е. заливают полный бак, записывают при этом показания одометра* и эксплуатируют автомобиль без заливки топлива до его остановки из-за отсутствия топлива в топливном баке. Прежде чем говорить об ошибках в расчетах, согласимся, что этот способ далеко небезопасен, так как ближе к концу эксперимента топливо может кончиться в самый неподходящий момент движения — и при обгоне, и при проезде оживленного перекрестка в часы пик и т. д. Последствия этого, как нетрудно догадаться, весьма неприятны.
* Одометр — счетчик пройденного автомобилем расстояния, как правило, монтируется в одном узле вместе со спидометром.
При расчете эксплуатационного расхода топлива при этом способе замера считают, что на пройденное расстояние израсходовано 46 л топлива (таков номинальный объем бака). Вот здесь вкрадывается ошибка, заключающаяся: во-первых, в том, что существуют определенные допуски на изготовление топливного бака, в результате которых объем топливного бака может не: сколько отличаться от номинального; во-вторых, остановка двигателя из-за отсутствия подачи топлива совсем не говорит о том, что бак совершенно пуст, так как в нем всегда остается какое-то количество топлива. Это особенно важно, если автомобиль остановился не на горизонтальном участке дороги, а например, на подъеме; в-третьих, чтобы получить истинно эксплуатационный расход, пробег автомобиля недостаточен для того, чтобы исключить случайности, влияющие на расход топлива и встречающиеся в реальной дорожной обстановке (к примеру, транспортные пробки и т. д.). Такие же погрешности, пожалуй, еще в большей степени присущи способу замера по канистре, т. е. когда заливают канистру топлива в топливный бак и замеряют расход топлива.
Каким же образом нужно замерять эксплуатационный расход топлива?Существует несколько способов. Рассмотрим один из них. Налейте полный бак топлива (под пробку) и запишите при этом показания одометра. С этого момента тщательно фиксируйте количество залитого в бак топлива при каждой заправке. После пробега примерно 1000 км (чем больше километраж, тем более достоверная величина расхода топлива) при очередной заправке залейте вновь топливо под пробку, зафиксируйте количество залитого при этом топлива и показание одометра. Теперь, имея пройденный километраж и количество израсходованного при этом топлива, нетрудно подсчитать эксплуатационный расход топлива в л /100 км. Существуют государственные нормы эксплуатационного расхода топлива для каждой модели автомобиля. Для автомобиля Москвич-2140 эта норма при эксплуатации летом составляет 10,5 л/100 км, зимой норма увеличивается на 10%. Эти нормы предусматриваются для технически исправного автомобиля, при управлении профессиональным водителем.
Если замеры расхода топлива показали, что расход не укладывается в нормы, то это может быть следствием неисправности автомобиля, но причиной может быть и недостаточное мастерство водителя или неблагоприятное стечение дорожных условий, например, поездки в основном в городских условиях на короткие расстояния. Чтобы исключить полностью все случайные факторы, вы можете произвести замер контрольного расхода топлива, который должен быть для автомобиля Москвич-2140, как указано в инструкции, не более 8,8 л/100 км. Перед замером определите выбег автомобиля с установившейся скорости 50 км/ч до полной остановки, как это описано выше. При этом добейтесь, чтобы выбег автомобиля составлял не менее 420 м, а затем переходите к замеру контрольного расхода топлива. Этот расход определяют при заездах автомобиля, движущегося с постоянной скоростью 80 км/ч на сухом ровном участке дороги с асфальтовым покрытием длиной 3—5 км. При этом топливо подается в карбюратор из специально установленного на автомобиль мерного бачка. Расход топлива замеряют при заездах автомобиля в двух взаимно противоположных направлениях после того, как полностью установится нормальный тепловой режим двигателя. Если контрольный расход не превышает 8,8 л/100 км, то это свидетельствует об исправности двигателя. В этом случае проверьте, не нарушена ли герметичность соединений топливопроводов между топливным баком и карбюратором, нет ли подтекания топлива. Если контрольный расход топлива превышает указанную величину и тем самым подтверждает повышенный эксплуатационный расход топлива, то проверьте сначала, полностью ли открывается воздушная заслонка карбюратора при вдвинутой до конца кнопке управлен ия ею . Причиной повышенного расхода может быть то, что карбюратор приготовляет обогащенную горючую смесь из-за высокого уровня топлива в поплавковой камере, а также из-за того, что засмолены воздушные жиклеры. В этом случае установите нормальный уровень топлива, а воздушные жиклеры выверните, очистите их от засмолений и продуйте. Повышенный расход топлива может быть и из-за неисправностей в системе зажигания — из-за неправильной установки момента зажигания, особенно если установлено позднее зажигание. В этом случае проверьте и установите нормальный установочный угол опережения зажигания. Расход топлива повышается также при обгорании или загрязнении контактов прерывателя, а также при неправильном зазоре между ними. Нужно проверить состояние контактов, при необходимости зачистить и установить необходимый зазор. Кроме этого, необходимо, проверить состояние свечей зажигания и отрегулировать зазор между электродами (0,8+0,15мм). Последнее, что вы можете сделать, это проверить тепловые зазоры в приводе клапанов. Если все проделанное не улучшило топливной экономичности, остается предположить, что понизилась компрессия в цилиндрах двигателя из-за неплотной посадки клапанов, износа или пригорания поршневых колец, износа цилиндро-поршневой группы. Устранение этих неисправностей связано с частичной или полной разборкой двигателя, что предпочтительнее делать на СТОА.