Прежде чем говорить о неисправностях, напоминаем, что если аккумуляторная батарея заряжена полностью, то стрелка амперметра при работе двигателя стоит на нуле. Лучше всего проверять, заряжается батарея или нет, сразу после пуска двигателя стартером. Если зарядная цепь исправна, то сразу после пуска двигателя стартером стрелка амперметра должна отклониться в сторону плюс и постепенно вернуться к нулю.
Если при работе двигателя стрелка амперметра показывает разряд, то прежде всего проверьте натяжение ремня привода вентилятора. Случаи отсутствия заряда из-за пробуксовки ремня привода вентилятора весьма часты. Если ремень натянут нормально, то при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала немного большей частоты вращения вала в режиме холостого хода и при всех отключенных потребителях, кратковременно перемкните отрезком провода зажимы ВЗ и Ш реле-регулятора. При этом возможны следующие случаи.
1. Амперметр не показывает броска зарядного така и при замыкании зажимов ВЗ и Ш искрения в точках присоединения провода к зажимам не было. В этом случае неисправность следует искать в генераторе, в частности, в состоянии щеточно-коллекторного узла. Как проверить этот узел, описано в п. Проверка состояния щеточно-коллекторных узлов генератора и стартера. Если состояние щеточно-коллекторного узла нормальное, то неисправность генератора заключается или в пробое диодов, или в обрыве или коротком замыкании в фазе обмотки статора, или в обрыве катушки возбуждения ротора. В этом случае генератор нужно заменить или обратиться на СТО для его ремонта.
2. Амперметр не показывает броска зарядного тока, однако при замыкании проводов зажимов ВЗ и Ш возникает сильное искрение. В этом, случае причина — короткое замыкание цепи обмотки возбуждения на массу, из-за чего сработало реле защиты в реле-регуляторе. Необходимо устранить короткое замыкание.
3. Амперметр показывает бросок зарядного тока. В этом случае неисправность заключена в реле-регуляторе.
Отмечаем, что владельцу не рекомендуется открывать крышку реле-регулятора, все его неисправности необходимо устранять на СТО. Ниже приведенные рекомендации обращены в основном к опытным любителям, имеющим уже опыт обращения с подобными приборами. Наиболее вероятны следующие неисправности.
1. Самопроизвольное срабатывание реле защиты, что легко определяется визуально при снятии крышки реле-регулятора. Эта неисправность может быть устранена незначительным повышением натяжения пружины реле защиты.
2. Разрегулировка регулятора напряжения вниз, т. е. уровень регулируемого напряжения ниже уровня напряжения батареи, поэтому заряд отсутствует. Убедиться в этом можно путем кратковременного натяжения пружины регулятора напряжения. (Все подобные. манит пуляции производите токонепроводящими предметами, иначе может произойти короткое замыкание, которое может привести к отказу в работе реле-регулятора). При этом должен появиться зарядный ток и без замыкания зажимов ВЗ и Ш. Эта неисправность устраняется путем подрегулировки реле-регулятора.
3. Внутренний обрыв в реле-регуляторе. Реле-регулятор должен быть снят и передан для ремонта в мастерскую. Распространенной неисправностью зарядной цепи аккумуляторной батареи является то, что амперметр длительное время показывает большой зарядный ток (более 8—10 А). Одной из причин этого является сильная разряженность батареи, но если батарея в порядке, попытайтесь, сняв крышку реле-регулятора, подрегулировать регулятор напряжения в сторону снижения регулируемого напряжения (ослабьте натяжение пружины). Если же регулятор напряжения не поддается
. регулировке (при ослаблении натяжения пружины регулируемое напряжение не снижается), то это означает, что регулятор неисправен. Наиболее вероятным здесь является пробой транзистора. Для проверки транзистора следует при остановленном двигателе, но включенном зажигании подсоединить лампочку 12В между зажимами Ш и массой реле-регулятора и, нажимая пальцами поочередно на якорьки реле-регулятора напряжения и реле защиты, замкнуть их контакты. При исправном транзисторе лампочка должна погаснуть. Если этого не происходит, то это означает, что транзистор пробит.
4. Наконец, может встретиться случай, что лампы освещения горят с чрезмерным накалом и перегорают. Это связано с тем, что регулятор напряжения реле-регулятора отрегулирован на очень высокое напряжение и его надо перерегулировать в сторону снижения регулируемого напряжения (ослабить пружинку якоря реле-регулятора напряжения).