Конечно, все знают, что легковые \"москвичи\", \"жнгулн\",\"запорожцы\" предназначены для движения по более или менее ровным дорогам. Но нередко их владельцам, живущим в сельской местности, поневоле приходится ездить и по разбитым полевым и лесным дорогам, где нагрузки на кузов, особенно на элементы подвески, превышают расчетные.
Поэтому сначала ломается одно, потом, после ремонта, другое, потом третье. Короче говоря, всегда приходится что-то латать, придумывая на свой страх и риск разные варианты усилений, не всегда, однако, дающие ожилаемые результаты.
Многих неприятностей удается избежать, если заранее подготовить машину так, чтобы она меньше страдала от ям и кочек, камней, грязи и песка, встречающихся на таких дорогах. Сельским автомобилистам н спортсменам-любителям будут полезны некоторые рекомендации специалистов АЗЛК по усилению деталей «Москвича — 2140», проверенные на машинах в разных, в том числе внедорожных, пробегах и соревнованиях. Рассказывает о них инженер-испытатель Л. КАТЕНЕВ.
Подготовка внтомобнля к эксплуатации на трудных дорогах заключается главным образом в усилении отдельных деталей подвесок и некоторых мест
кузова дополнительными сварочными швамн и накладками. Несколько слов о технологии этнх работ. Лучше всего применять электродуговую сварку, как наиболее Простую и доступную. Разумеется, при этом необходимо соблюдать
все правила Противопожарной безопасности. Поверхности в зоне сварного шва надо очистить от краски. Варить следует прерывисто, короткими участками, чтобы детали не перегревались и не коробились. Для защиты от нагрева соседних участков и деталей лучше всего закрывать нх мокрым асбестом или периодически охлаждать водой.
После сварки удаляют окалину и наносят антитикоррозионное покрытие. Сначала желательно обработать чистый металл одним из составов,создающих защитный слой, например цннконаполненным Грунтом, краской и, если требуется (на куэове), мастикой.
Понятно, что удобнее работать с деталямн, снятыми с автомобиля, поэтому, если он не новый и требует ремонта, лучше демонтировать весь передний мост. Это сделать не столь трудно, как кажется. Заготовьте крепкую доску сечением 40х150 мм и такой длины, чтобы она опиралась концами на внутренние полки крыльев (там, где находятся болты их креплений). В середине просверлите отверстие диаметром около 20 мм так, чтобы оно расположилось над ВЫПускным коллектором. Из стального прутка диаметром 16—18 мм согните крюк Длиной около 250 мм, чтобы им можно было захватить коллектор (ширина зева крюка примерно 100 мм). На конце нарежьте резьбу и подберите к ней гайку и шайбу. Положите доску на полки крыльев, зацепите крюком, пропущенным в отверстие, коллектор н заверните гайку.
Теперь отверните от поперечины Два болта М10, крепящих резиновые подушкн, на которые опирается двигатель. Поставьте стяжку между нижним рычагом поднески и поперечиной и отсоедините стойки подвески от шаровых опор и рулевых тяг с левой и правой сторон, а также опоры стабилизатора от поперечины. Освободившиеся стойки с тормозными дисками подвесьте к кузову, чтобы не повредились тормозные шланги. Наконец, отверните болты, крепящие поперечину к кузову,и вместе с рычагами снимите ее с машины. Теперь, если хотите, можно снять рычаги.
Начнем работу с поперечины передней подвески. Ее нижнюю часть свариваем по соединению вертикальной и горизонтальной стенок прерывистым швом, как показано на рис. 1. Затем сплошным привариваем кронштейны для крепления стабилизатора и амортизаторов (так называемого домика) к балке, балки — к кузову. К домику привариваем заранее изготовленные по месту стальные прутки диаметром 12 —15 мм.
В верхние рычаги закладываем изогнутые по месту такие же прутки и привариваем их прерывистым швом (рис. 2). К нижним рычагам привариваем стальную полосу толщиной 3 и шириной 30—35 мм, как показано на рис. 3. Для защиты кронштейна крепления нижней проушины амортизатора закрепляем сваркой перед ним (по ходу автомобиля) уголок 25x25 мм (или 30x30 мм) длиной около 50 мм. Кронштейны крепления двигателя привариваем, как показано на рис. 4.
Покупные щиты, закрывающие двигатель снизу, при движении задним ходом загребают все, что находится под кузовом, когда машина попадает в глубокую колею, грязь или песок. Чтобы предупредить это, надо обрезать щит сзади до балки и прикрепить к ней двумя болтами М8 или М10, просверлив соответствующие отверстия (рис. 5). В крайнем случав можно загнуть выступающий за поддон картера конец щита вверх на угол 80—90° или удлинить его до поперечины коробки передач и закрепить на ней двумя болтами. Для усиления и защиты передних кронштейнов креплений рессор от ударов надо приварить к ним спереди отбойники, изготовленные из стального листа толщиной 1,5 — 2 мм, как показано на рис. 6. Подобные отбойники, служащие также усилителями, следует приварить ко всем гнездам для домкрата (рис. 7).
Чтобы исключить повреждение днища кузова в месте установки кронштейнов для верхних проушин амортизаторов, следует подложить под гайки их крепления в багажном отсеке уголки 30х30 мм длиной 80 — 100 мм или один общий.
При движении по глубоким колеям глушитель, цепляясь за грунт, может разъединиться с трубой выпускной системы. В порядке страховки на места их соединения ставят по два хомута, как показано на рис. 8, а. Еще более надежно можно закрепить трубы между собой, если на них приварить крючки из прутка диаметром 5—8 мм, которые затем стянуть несколькими витками крепкой проволоки (рис. 8. б).
Хорошую защиту для штатного бензобака можно сделать из нижней половины такого же старого, если удастся найти. Ее вставляют и гнездо со стороны багажного отделения и, вложив в нее бак, закрепляют их вместе на кузове.
Нередко при поездках по очень тяжелым дорогам, ОСОБЕННО во время СОРЕВНОВАНИЙ, повреждения получают бензо- , и гидропроводы, расположенные под днщем машины. Поэтому спортсмены прокладывают их внутри кузова с левой стороны и выводят тормозную трубку к заднему мосту через отверстие, которое сверлят под задним сиденьем. Можно защитить трубопроводы и резиновыми шлангами, если надеть их поверх.
Брызговики за задними колесами целесообразно закрепить в обоймах двумя-тремя болтами с гайками и соединить с кронштейнами на кузове посредством петель.
Поскольку на трудных дорогах нередко приходится пользоваться буксиром или выполнять роль буксировщика, полезно сделать сзади надежный и удобный крюк или проушины для присоединения троса (цеплять его за серьгу рессоры, как приходится на обычной машине, довольно трудно, особенно в грязи). Для этой цели можно приварить к боковой стенке левого заднего лонжерона под бампером такую же проушину, как впереди. Если нет готовой, можно вырезать ее из толстого стального листа или согнуть из подходящего прутка. Лонжерон дополнительно приварить к кузову прерывистым швом.
В заключение необходимо отметить, что все эти переделки не превращают «Москвич» в вездеход, поэтому всегда надо ТРЕЗВО! оценивать дорожные условия и «не лезть и воду, не зная броду».