ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Электрооборудование автомобиля 12-вольтовое, постоянного тока Агрегаты электрооборудования соединены по однопровод-ной системе. С кузовом автомобиля соединена минусовая клемма батареи.

Принципиальная схема электрооборудования показана на рис. 78

Аккумуляторная батарея

На автомобиле установлена аккумуляторная батарея 6-СТ-42. Номинальное напряжение батареи 12 в, емкость при 10-часовом режиме разряда 42 а-ч.

Батарея установлена в специальном гнезде в багажнике под поликом и укреплена планкой с помощью двух стяжек с гайками-барашками.

При нормальной эксплуатации автомобиля батарея заряжается автоматически. Если аккумуляторная батарея постепенно разря­жается или чрезмерно заряжается и электролит начинает кипеть, необходимо проверить работу реле-регулятора и генератора. Для увеличения срока службы аккумуляторной батареи не следует длительно (более 10 сек держать стартер включенным, даже при качественно заряженном аккумуляторе, так как это приводит к преждевременному выходу его из строя

Особенно вредно пользоваться стартером при слабо заряженной аккумуляторной батарее, так как стартер, потребляя в момент включения большую силу тока (до 200 ампер) создает повышенную нагрузку на аккумулятор, пластины которого коробятся, активная масса осыпается и замыкает пластины. Аккумулятор полностью выходит из строя

Зимой  ввиду большой   вязкости   картерного   масла   холод­ный  двигатель  для  пуска  требует  большего усилия для про­ворачивания коленчатого вала, поэтому нагрузка на аккумуляторную батарею значительно увеличивается.

На морозе, для увеличения срока службы батареи, холодный двигатель пускайте только после его прогрева отопительной уста­новкой или предварительной прокрутки пусковой рукояткой до лег­кого вращения.

Электролит, которым заполняется аккумуляторная батарея, со­стоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть разной в зависимости от климата, в котором он работает. В южных районах плотность электролита должна быть меньшей, а в север­ных районах, где возможно замерзание электролита малой плот­ности,— большей.

Схема электрооборудования автомобилей ЗАЗ 965А и ЗАЗ 965АБ

1 — подфарник,     2 — фара,     3 — соединительная   панель,      4 — звуковой сигнал,     5—аккумуляторная   батарея,   6 — датчик уровня   бензина,    7 — электродвигатель   стеклоочистителя,    8 — включатель   стеклоочистителя, 9 — включатель зажигания и стартера,    10 — плафон освещения кузова, 11—реле включателя стартера,   12 — контрольная лампа работы генератора,   13 — стартер,   14 — подкапотный  фонарь   15 — свеча  зажигания, 16 — катушка зажигания,    17—распределитель  зажигания    

18   - селеновый выпрямитель,   19 — фонарь освещения номерного знака, 20—генератор,  21 — задний фонарь,  22 — датчик температуры масла,  23 — датчик аварийного давления масла,  24 — реле блокировки,  25 — реле регулятор, 26 — центральный переключатель  света,   27—биметаллический  кнопочный  предохранитель,    28 — кнопка  включения  звукового сигнала,   29 — ножной переключатель света,  30 — переключатель указателей поворотов,  31—прерыватель  указателя  поворота,  32 — контрольная  лампа  указателя поворота, 33 — лампа освещения  щитка приборов,   34—указатель   температуры масла  35 — указатель уровня бензина в баке,  36—кон­трольная лампа дальнего света фар  37 — контрольная лампа аварийного давления масла, 38 — блок предохранителей, 39—штепсельная розетка, 40 — фонарь бокового сказателя  поворота,   41 — включатель сигнала стоп

Цвета проводов:  к — коричневый, кр — красный, ж — желтый,  о — оранжевый   г—голубой   з—зеленый,  ч — черный,   с — серый,  б — белый.

Следует иметь в виду, что при низкой температуре воздуха электролит с малой плотностью может замерзнуть. Повышение плотности электролита приводит к сокращению срока службы аккумуляторной батареи, поэтому повышать плотность электролита необходимо только в холодное время, учитывая температуру за­мерзания электролита.

Чем выше плотность, тем ниже температура, при которой за­мерзает электролит.

Низкую плотность имеет и разряженный аккумулятор. Сильно разряженную батарею следует немедленно отдать на зарядку, так как в противном случае происходит сульфатация (отложение на пластинах белого плотного налета сернокислого свинца). Сульфа­тация уменьшает активную поверхность пластин и уменьшает элек­трическую емкость аккумулятора.

Удаление сульфатации производится длительной зарядкой аккумулятора током малой силы. В случае сильной сульфатации восстановить аккумулятор невозможно.

При уменьшении температуры электролита аккумуляторной ба­тареи на один градус ее емкость падает приблизительно на 1—2%, что соответственно при температуре —15° емкость уменьшается примерно на 40% в сравнении с емкостью при +15°.

Чтобы продлить срок службы батареи и обеспечить ее исправ­ную работу при низких температурах и безгаражном хранении, на время ночной стоянки автомобиля батарею нужно снимать и ста­вить в теплое или прохладное место.

Проверка уровня электролита. Нормально уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше защитной решетки пластин. Высота уровня измеряется при помощи стеклянной трубки внутрен­ним диаметром 3—5 мм, желательно предварительно нанести от конца трубки метки 10—15 мм. Перед проверкой очистите чистой ветошью пробки элементов и всю поверхность батареи.

Выверните пробки и поочередно опускайте трубку в наливную горловину каждого элемента до упора в решетку, а затем закройте сверху пальцем руки и выньте.

Проверка уровня электролита аккумуляторной батареи.

Высота столбика электролита   в   трубке   соответствует высоте   уровня   электролита   над защитной решеткой.

Если уровень недостаточен, долейте дистиллированной воды. В тех случаях, когда уста­новлено, что понижение уров­ня произошло не вследствие испарения, а вследствие утеч­ки, следует доливать электро­лит. Плотность его должна быть такой же, как и оставше­гося в элементе. Заливать во­ду    следует    через    воронку    с бумажным фильтром или резиновой грушей. После заливки дистиллированной воды нужно еще раз проверить уровень электро­лита и, если он окажется выше нормы, отсосать резиновой грушей. При отсутствии дистиллированной воды можно употреблять воду, получаемую из чистого снега, или дождевую, но собранную не с железных крыш и не в железную посуду. Перед заливкой воду профильтровать. Применение водопроводной воды категорически запрещается, так как в ней имеются вредные примеси (железо, хлор и другие), которые разрушающе действуют на батарею После проверки уровня электролита пробки установить на место и тща­тельно завернуть.

Определение степени заряженности аккумулятора по его напря­жению. Один раз в месяц следует проверять состояние каждого аккумулятора батареи под нагрузкой  током  большой  величины Для этого пользуются нагрузочной вилкой, снабженной сопротивле­нием и вольтметром.

Проверка степени заряжен­ности аккумулятора нагрузочной вилкой

При проверке вилкой, имеющей нагрузочное сопротивление, рассчитанное примерно на ток 150 а, напряжение каждого акку­мулятора заряженной батареи должно быть не ниже 1,8 в и не должно изменяться в течение 5 сек. Если напряжение ниже 1,7 в или снижается во время проверки, это означает, что батарея раз­ряжена более чем на 50% или неисправна.

Если напряжение отдельных банок аккумулятора неодинаково и отличается более, чем на 0,2 в, батарею следует отправить на зарядную   станцию   для   зарядки   и   проверки   ее   исправности. При проверке батареи нагрузочной вилкой отверстия в крыш­ках элементов должны быть закрыты пробками.

Напряжение, определяющее степень заряженности аккумулятора (при замере нагрузочной вилкой)

Определение степени заряженности аккумулятора по плотности электролита. Степень заряженности аккумулятора можно опреде­лить по плотности электролита, которая понижается по мере раз­рядки аккумулятора и повышается при зарядке. Этот метод яв­ляется правильным только в том случае, если замер производится при нормальном уровне электролита (10—15 мм выше пластин), пополнение этого уровня в процессе эксплуатации не достигается за счет добавления электролита. Практически понижение уровня электролита происходит за счет испарения воды и только в отдельных случаях при кипении акку­мулятора во время перезарядки или же при утечке. Пополнение уровня электролита при испарении воды должно производиться только дистиллированной водой. Не следует производить замер плотности электролита сразу же после добавления дистиллирован­ной воды. До этого следует произвести 30-минутную подзарядку баареит на зарядной станции или на работающем автомобиле.

Замер плотности электролита ареометром

1 — колба с резиновой грушей ,  2 — поплавок,  3 — шкала поплавка.

  Замер плотности электролита производится кислотомером-ареомет­ром в следующей последовательности:

1.   Для удаления воздуха из кислотомера сжимают резиновую грушу и устанавливают нижний конец трубки кислотомера в залив­ное отверстие так, чтобы он был погружен в электролит.

2.  При последующем медленном отпускании груши происходит забор электролита из аккумулятора в полость кислотомера.

3.  При заполнении кислотомера электролитом ареометр всплы­вает. Деление на шкале ареометра, совпадающее с уровнем элек­тролита в кислотомере, указывает величину его плотности.

4.  При замере необходимо устанавливать кислотомер так, чтобы уровень электролита в нем приходился против глаз измеряющего.

Степень заряженности аккумулятора по плотности электролита можно определить только в том случае, когда известна величина плотности электролита в начале эксплуатации заряженного акку­мулятора.

В аккумуляторах, устанавливаемых на новые автомобили на заводе, плотность электролита в конце первой зарядки батареи доводится до 1,270 в в любое время года.

В районах с резко континентальымн климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот необходимо снять аккумуляторную батарею с автомобиля, подключить на нормаль­ную зарядку током 4 а и в конце зарядки при непрекращающемся токе зарядки довести плотность электролита до значений, указан­ных в таблице.

Плотность надо доводить в несколько приемов при помощи резиновой груши, отсасывая электролит из элемента и доливая дистиллированную воду (при переходе на летнюю эксплуатацию) или электролит плотностью 1,400 (при переходе на зимнюю экс­плуатацию).

Промежуток времени между добавками воды или электролита должен быть не менее 30 мин. Уход за аккумуляторной батареей. Батарею необходимо перио­дически осматривать и содержать в чистоте в заряженном состоя­нии. Загрязнение поверхности батареи, наличие окислов или грязи на штырях, а также неплотная затяжка зажимов проводов вызы­вают быструю разрядку батареи и препятствуют ее нормальной зарядке. Длительное пребывание в разряженном состоянии — глав­ная причина выхода из строя аккумулятора. Не допускайте пони­жения уровня электролита до оголения пластин, в противном слу­чае пластины сульфатируются.

Ежедневно требуется осмотреть батарею и, если необходимо, выполнить следующее:

1. Очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть сухой ветошью или ветошью, смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды (10%-ный раствор).

Окислившиеся штыри батареи и наконечники проводов очистить, а неконтактные поверхности их сазмать техническим вазелином или солидолом.

Если на поверхности мастики в батарее появились трещины, их следует устранить расплавлением мастики, нагретой металличе­ской лопаткой.

2.   Проверить   крепление   и   плотность   контакта  наконечников продвоов со штырями батареи.

3.  Проверить плотность крепления батареи. Гайки-барашки сле­дует затягивать туго, но без применения какого-либо инструмента, чрезмерная затяжка может привести к поломке бака батареи.

Не реже чем через 10—15 дней необходимо:

1.  Проверить уровень электролита во всех аккумуляторах ба­тареи и, если нужно, долить дистиллированной воды.

2.  Проверить и, если нужно, продуть и прочистить вентиляцион­ные отверстия в пробках батареи.

3.  При необходимости проверить степень заряженности батареи по плотности электролита и нагрузочной вилкой.

Если перед проверкой плотности электролита доливалась ди­стиллированная вода, необходимо запустить двигатель и дать ему поработать, чтобы во время зарядки батареи электролит перемешался.

Независимо от степени заряженности аккумуляторной батареи рекомендуется раз в месяц производить ее подзарядку током 4 а. При хранении автомобиля без присмотра отсоединяйте клемму минус от батареи во избежание утечки тока и пожара от случай­ных причин или неисправности проводки.

Хранить заряженную батарею с электролитом следует в про­хладном помещении при постоянной температуре не ниже —25° и не выше 0° во избежание саморазрядки и преждевременного выхо­да из строя батаеир из-за коррозии положительных пластин.

Перед постановкой на хранение аккумулятор необходимо пол­ностью зарядить, проверить плотность электролита (соответ­ствует ли она плотности, установленной для данного района экс­плуатации), а также его уровень.

Ежемесячно следует проверять плотность батареи и при необходимости заряжать ее током 4 а до начала выделения газов.

После этого уменьшить величину тока в два раза и продолжать зарядку, пока не начнется обильное выделение газов и не уста­новится постоянное напряжение и плотность электролита в тече­ние 2 часов.