Ручной привод тормоза ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Ручной     привод     тормоза предназначен     для затормаживания   автомобиля   на   стоянках   и   удержания   его   на уклонах. Пользоваться им как рабочим тормозом следует только в аварийных случаях, при выходе из строя основных ножных тормозов.

Тормоз действует на колодки задних колес.   Рычаг  тормоза установлен на туннеле пола кузова и фиксируется с помощью храпового устройства. Для растормаживания автомобиля необходимо предварительно нажать на кнопку и опустить рычаг.

Ручной привод тормоза

1 — кнопка  2—рычаг тормоза, 3 — болт, 4 — кронштейн,  5 — ось ролика,  

6 — ролик, 7 — трос, 8—рычаг разжимной,

9 — распорная планка,   10 — колодка тормоза

Регулировка ручного привода тормоза. Невозможность затор­мозить автомобиль на подъеме или спуске при полностью подня­том рычаге ручного тормоза свидетельствует о необходимости регулировки привода.

При правильной регулировке ручной тормоз должен надежно затормаживать автомобиль на уклоне 15°. Необходимость регули­ровки ручного привода тормоза в эксплуатации автомобиля вызы­вается двумя причинами

1. Износом фрикционных накладок тормоза задних колес.

2. Вытягиванием и ослаблением троса привода.

Перед регулировкой следует убедиться по величине хода тор­мозной педали в правильности зазора между колодками и тормоз­ными барабанами ножного привода тормоза.

Регулировку ручного привода производите в следующей после­довательности: установите автомобиль на подставки так, чтобы задние колеса вращались свободно; убедитесь, что рычаг тормоза находится в крайнем нижнем положении.

Ручной привод тормоза допускает три регулировки:

1. Натяжка троса путем перемещения вперед кронштейна 4 и рычага 2 привода тормоза. Для этого отпустите четыре болта 3 крепления кронштейна к туннелю кузова и сдвиньте кронштейн по овальным отверстиям вперед. Затяните два болта и проверьте ход рычага. Ход рычага до полного затормаживания колес должен быть 4—5 щелчков храпо­вика. После регулировки болты крепления кронштейна затяните. 2. При использовании всей длины овальных отверстий имеется возможность дополнительной натяжки троса 7 путем перестановки отверстий С и Д уравнительного ролика 6 на отверстия Б и С в рычаге и повторении операций, указанных в пункте 1. 3. Независимо от вытяжки троса, ход разжимного рычага на щите тормоза увеличивается за счет износа накладок тормозных колодок и автоматического их сдвига в сторону барабана.

Для уменьшения хода разжимного рычага 8, в распорной план­ке 9 предусмотрен прорез А с увеличением расстояния между прорезями Необходимость перестановки планки возникает тогда, когда в заторможенном состоянии разжимной рычаг не доходит да края прорези резинового уплотнителя на 1—1,5 мм.

Для перестановки планки следует снять стяжные пружины колодок, отсоединить одну колодку от щита и переставить ее на другую прорезь планки.

После постановки стяжных пружин следует сдвинуть планку до упора рычага в ребро тормозной колодки и проверить зазор между ребром другой колодки и прорезью Зазор должен быть не менее 1мм.

Проделав тоже с тормозным механизмом другого заднего коле­са, отрегулируйте натяжение тросов способами, изложенными в пунктах 1 и 2

Правильно отрегулированный ручной привод тормоза должен надежно затормаживать автомобиль при подъеме рычага привода на 4—5 щелчков храповика и при этом во время движения не должно быть притормаживания задних колес.

Уход за тормозами заключается в проверке наличия тормозной жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра. Жидкость всегда должна быть залита до уровня диафрагмы бачка Понижение указанного уровня и необходимость частой доливки жидкости указывают на течь в системе гидравлического привода и необходимость ее немедленного устранения Через каждые 6000 км пробега снимите тормозные бара­баны всех колес, очистите тормозные колодки, щиты от пыли и грязи и промойте их бензином. Проверьте крепления тормозных щитов к цапфам передних колес и к корпусам подшиовпник задних колес. Проверьте состояние тормозных резиновых шлангов. При сбор­ке каждый барабан ставьте на пежнрее место. Перестановка бара­банов колес может вызвать значительное увеличение биения рабо­чих поверхностей, что приведет к ухудшению работы тормозов. Для снятия тормозных колодок следует снять стягивающие пру­жины и, нажав на чашечку, повернуть ее на 90°. Сняв чашечку и пружину со стержня, можно легко снять тормозную колодку.

Снимите защитный резиновый чехол главного тормозного ци­линдра и проверьте установку упорной шайбы и стопорного кольца. Проверьте состояние защитного чехла, при обнаружении на нем трещин или рванин замените его, в противном случае, в цилиндр будет попадать пыль и грязь и поршень может не отходить до конца — тормоза при этом могут не растормаживаться, а также будут гореть фонари стоп.

Один раз в год (при необходимости) разберите тормозные цилиндры, очистите манжеты и поршеньки от осадков и промойте их в денатурате или тормозной жидкости.

Для очистки следует применять волосяную щеточку (зубную). Проверьте целость и отсутствие разбухания манжет.

Продуйте всю тормозную систему и смените жидкость. При сбор­ке смажьте манжеты и поршеньки тормозной жидкостью, обратив особое внимание на цлостеь манжет и правильность их установки при монтаже

При безгаражном хранении автомобиля или в условиях холод­ного гаража с наступлением заморозков осенью или зимой, после движения по мокрым или заснеженным дорогам не следует уста­навливать автомобиль на ручной тормоз во избежание примерза­ния тормозных накладок к барабанам. Возможность примерзания накладок возрастает особенно после мойки шасси автомобиля в холодное время года, поэтому прежде чем ставить автомобиль на стоянку, следует просушить колодки и барабаны путем торможения во время движения. Торможение следует производить до эффек­тивного действия тормозов.

После длительной стоянки в указанных условиях прежде чем начать движение, следует стронуть автомобиль с места, чтобы убедиться в свободном вращении колес.

Если автомобиль стронуть с места нельзя, следует отогреть барабаны для устранения примерзания тормозных колодок к ба­рабану, в противном случае может произойти отрыв накладок от тормозных колодок.