ТОРМОЗА Ножные тормоза ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

На автомобиле установлены тормоза с гидравлическим приво­дом на всех четырех колесах. Каждый тормоз имеет по две колодки плавающего типа, взаимозаменяемые между собой. Зазор между колодками и барабанами автоматически поддерживается специаль­ным устройством внутри тормозного цилиндра. Накладки колодок изготовлены из асбокаучуковой массы и приклеены к колодкам специальным клеем ВС-10Т с последующей термической обработ­кой. Каждая пара колодок приводится в действие одним тормоз­ным цилиндром. Колодки стянуты двумя пружинами. Рабочие тор­мозные цилиндры передних колес имеют диаметр 22 мм, а зад­них— 19 мм. Тормозной щит разгружен от тормозного момента, который воспринимается на передних колесах опорой, закрепленной к поворотному кулаку болтом, на задних колесах — приливом на корпусе подшипников ступицы. Постоянная длина толкателя поршня главного тормозного ци­линдра упрощает уход за тормозной системой. Тормозные барабаны  выполнены из  ковкого  чугуна.  Барабаны передних колес

изготовлены совместно со ступицей подшипников колес, а бараба­ны задних колес — съемные, крепятся к ступице шестью болтами.

Для уменьшения перемещения главного тормозного цилиндра при торможении, на передней подвеске приварен кронштейн с упор­ным болтом и контргайкой.

При регулировке вначале подверните болт до соприкосновения его торца со штуцером 8 главного цилиндра тормоза, а затем заверните на два оборота и, придерживая ключом, закон­трите гайкой.

В процессе эксплуатации  проверяйте регулировку болта.

Главный цилиндр тормозов:

1 — трубка от бачка; 2 — штуцер; 3 — пробка корпуса; 4 — прокладка; 5 — включатель сигнала стоп; 6 — трубка, 7 — распределитель; 8 — штуцер, 9 — кольцо уплотнительное, 10 — трубка; 11 — кольцо уплотнительное, 12 — пробка корпуса, 13 — кольцо уплот­нительное, 14 — кольцо уплотнительное кузова; 15 — кольцо клапана упорное, 16 — обойма клапана, 17 — клапан; 18 —пружина, 19 — корпус главного цилиндра. 20 — кольцо упорное пружины, 21 — манжета поршня уплотнительная внутренняя 22 — кла­пан поршня, 23 — поршень, 24 — манжета поршня уплотнительная наружная; 25 — шайба упорная; 26 — кольцо стопорное. 27 — колпак защитный; 28 — толкатель поршня.

Зазоры между колодками и барабанами автоматически поддер­живаются специальными устройствами внутри тормозных цилинд­ров. Устройство состоит из упорных разрезных колец,

Колесный тормозной цилиндр с устрой­ством для автоматической регулировки зазоров между колодками и барабаном

1 — стержень опорный,  2 — чехол защитный; 3 – корпус,

4 — манжет,   5 — поршень,   6 — кольцо  разрезное

пружинное.

запрессованных в цилиндры с усилием 45—57 кг. Прорезь колец должна быть параллельна плоскости щита тормоза. Кольца имеют внутри прямоугольную резьбу, по которой в них ввертываются поршни с уплотнительными манжетами. Ширина впадины резьбы кольца больше нитки резьбы на поршне. Поршень может переме­шаться свободно относительно кольца на 2 мм. Если колодки и барабаны не изношены, то колодки при каждом торможения передвигаются за счет перемещения поршней в пре­делах их свободного хода в резьбе колец. При этом ход педали тормоза при торможении мал. Нормальным ходом педали, при котором происходит торможение, считается ход, равный 90—95 мм По мере износа колодок и барабанов ход поршней в кольцах увеличивается и соответственно увеличивается ход педали тормоза.

Увеличение хода педали будет происходить до тех пор, пока резьба поршней не упрется в резьбу колец.

При дальнейших плавных торможениях поршни потянут за собой кольца и они передвинутся в новое положение. Однако при плавных торможениях не происходит значительного уменьшения хода педали.

Для быстрого восстановления нормального хода педали тормоза следует на ровном сухом шоссе произвести 5—6 резких торможе­ний, двигаясь со скоростью 30 км/час вперед, а также произвести несколько резких торможений, двигаясь задним ходом.

В случае замены уплотнительных резиновых манжет следует снять барабаны, колодки, защитные чехлы и вывернуть поршни из колец. При обратной постановке поршни следует ввернуть в кольца полностью, а затем отвернуть на пол-оборота, иначе поршни не бу­дут перемещаться в резьбе и барабаны заклинят. При этом прорезь на опорном стержне поршня должна распо­лагаться параллельно щиту тормоза.

При замене колодок поршни с кольцами необходимо установить в первоначальное положение, для чего легкими ударами по опор­ному стержню установить поршни так, чтобы опорная поверхность стержня утопала от кромки цилиндра на 5,5 мм.

В процессе длительной эксплуатации автомобиля в результате естественного износа происходит выработка тормозных барабанов в зоне работы тормозных колодок.

В результате этого образовывается уступ, препятствующий снятию

барабана.

Для снятия таких барабанов следует  максимально   выдвинуть их в осевом направлении, а затем ударами молотка по наружному диаметру барабана через деревянную проставку утопить колодки.

Наносить удары по переднему барабану следует в вертикаль­ной плоскости, а по заднему — в горизонтальной.