Автоматический регулятор температур двигателя ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Автомобиль снабжен системой терморегулирования двигателя, которая предна­значена для поддержания нормального теплового со­стояния двигателя.

Регулятор    смонтирован в раструбе крышки моторного отсека.

Автоматический регулятор температуры двигателя

1— пружина; 2 — раструб крышки моторного отсека, 3 —заслонка. 4 — крышка моторного отсека 5 — тяга, 6 — шток направляющий 7 — термостат; 8—болт  крепления  термостата,   9  —  уплотнитель 10 — направляющий аппарат вентилятора.

Пружина служит для выбора зазоров в шарнирных сочлене­ниях терморегулятора,   а также для автоматического открывания заслонки в случае выхода термостата из строя.

Регулирование теплового состояния двигателя производится автоматически заслонкой и термостатом.

Когда двигатель холодный, термостат сжат, а заслонка пере­крывает выход воздуха наружу.

После пуска двигателя еще холодный воздух, омывая термостат, не выходит наружу, а перепускается через отверстие в раструбе обратно в моторный отсек.

Схема работы регулятора температуры двигателя:

а) — положение заслонки и путь воздуха при работе еще холодного двигателя; 6) — поло­жение заслонки  и  путь  воздуха  при  хорошо  прогретом двигателе во  время  движения.
По мере нагрева воздуха термостат расширяется и, воздействуя на заслонку, поворачивает ее.

Перепускное отверстие в раструбе постепенно закрывается, а нагретый воздух выходит наружу.

В зависимости от температуры выходящего воздуха заслонка может иметь ряд промежуточных положений, тем самым поддер­живая нормальную температуру двигателя при температуре окру­жающего воздуха не ниже — 10—15°С

При более низкой температуре рекомендуется принимать меры,

ограничивающие вход холодного воздуха в мотоотсек, прикрывая часть входных щелей снаружи или отверстия внутри, так как даже полное закрытие выходного отверстия заслонкой не обеспечивает надлежащую температуру двигателя и он остается переохлаж­денным

В процессе эксплуатации необходимо следить за исправностью

термостата, целостью возвратной пружины, за полным открытием заслонки и отсутствием заеданий или задеваний ее о стенки раструба.

Проверку работы регулятора следует производить летом во вре­мя длительного движения при хорошо прогретом двигателе. Когда двигатель будет хорошо прогрет, следует остановить автомобиль, выключить двигатель, быстро выйти из него и, не открывая капо­та, посмотреть в окно для выхода воздуха; окно должно быть полностью открыто заслонкой

В случае неполного открытия окна заслонкой (кромка заслонки выступает за пределы раструба более чем на 4—5 мм) следует устранить неисправность Убедившись, что заслонка полностью открыта, проследить за тем, как термостат, сжимаясь, закрывает заслонкой окно.

Если при холодном двигателе (при отсутствии заеданий заслон­ки и шарниров регулятора) термостат не сжимается и не закры­вает заслонкой окно, термостат следует считать неисправным, его необходимо заменить.

До замены термостата заслонку необходимо закрепить в откры­том положении.

В случае замены термостата или повышенного износа шарниров регулятора необходимо произвести регулировку полного закрытия окна заслонкой, которая производится путем вращения термостата от руки при отпущенном на 3—4 мм болте крепления термостата.

Для увеличения срока службы трущихся деталей регулятора и плавной его работы рекомендуется через каждые 1000 км пробега смазывать шарниры регулятора моторным маслом (1—2 капли на шарнир).