КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ И УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И УХОДУ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ Силовой агрегат автомобиля представляет собой компактную конструкцию, включающую двигатель, сцепление, коробку передач и главную передачу с дифференциалом. Четырехтактный бензино­вый верхнеклапанный, V -образный двигатель имеет четыре отдель­ных цилиндра, укрепленных на картере попарно под углом 90° (см. рис. 18 и 20).

Охлаждение двигателя воздушное, от осевого вентилятора, рас­положенного в развале цилиндров.

Рабочее колесо насажено на вал генератора, который закреплен в расточке направляющего аппарата вентилятора.

ДВИГАТЕЛЬ

Картер двигателя туннельного типа, отлитый из магниевого сплава, является основной корпусной деталью двигателя. Сплош­ные боковые стенки вместе с передней, задней и внутренней попе­речной перегородками придают картеру необходимую жесткость. Во внутренней перегородке расточена постель для разборной опоры среднего коренного подшипника коленчатого вала. Опора среднего подшипника фиксируется стяжным болтом.

Передний и задний коренные подшипники коленчатого вала неразъемные. Задний запрессован непосредственно в стенку кар­тера и фиксируется стопором, а передний — в переднюю опору и фиксируется штифтом. Коренные подшипники коленчатого вала изготовлены из специального алюминиевого сплава. Выше расточек под коренные подшипники в передней и задней стенках картера расточены опоры под распределительный вал.

В верхней части картера расточены четыре отверстия, располо­женные попарно под углом 90°, в которые устанавливаются ци­линдры. Цилиндры и их головки крепятся шпильками, ввернутыми в картер двигателя.

 

Продольный разрез двигателя.

Подвеска силового агрегата и брызговик двигателя: ] — силовой агрегат 2 — поперечина передней опоры 3 — скоба 4 — брызговик 5 — уплотнитель брызговика, 6 — стенка пола моторного отсека, 7 — болт крепления брыз­говика к глушителю 8 —гайка 9—шайба, 10 — болт 11 — шайба, 12 — кронштейн передней опоры 13 — подушка передней опоры 14 — болт, 15 — шайба пружинная, 16 —шайба, 17 — гайка, 18 — гайка самоконтрящаяся 19 — шайба, 20 — втулка, 21 — подушка задней опоры нижняя, 22 — болт 23 — шайба пружинная 24 — шайба 25 — поперечина задней опоры 26 — подушка задней опоры верхняя 27 — кронштейн 28 — шайба пружинная 29—гайка 30 — болт

Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы 1 — картер двигателя, 2 — прокладка 3 — цилиндр 4 — поршень, 5 — палец, 6 — кольца маслосъемные 7 — кольца компрессионные, 8 — футорка свечи, 9 — штифт футорки, 10 — седло клапана 11 — свеча 12— клапан выпускной 13 — направляющая клапана 14 — го­ловка цилиндров 15 — гайка головки 16 — пружина 17 — маслоотражательный стакан, 18 — наконечник провода 19 — провод к свече 20 — кронштейн проводов 21 — тарелка пружины 22 — сухари 23 — наконечник стержня выпускного клапана 24 — коромысло, 125— валик коромысел 28 — крышка клапанной коробки, 27 — контргайка 28 — винт регулировочный 29 — гайка крышки 30 — прокладка крышки 31 — спецгайка головки, 32 — кожух штанги 33 — штанга толкающая 34—пружина сальника, 35 — сальник, 36 — тол­катель 37 — вал балансирный 38 — распределительный вал 39 — коленчатый вал, 40 — шплинт, 41 —гайка, 42 — крышка шатуна 43- болт, 44 — вкладыш шатуна, 45 — шатун

В восьми расточенных приливах картера установлены толкатели.

Цилиндры отлиты из чугуна с повышенным содержанием фос­фора (до 0, 6%); взаимозаменяемы. Для обеспечения зазора между поршнем и цилиндром в преде­лах 0, 04—0, 06 мм поршни подбираются к цилиндрам по цвету крас­ки, нанесенной на цилиндре и поршне По верхнему торцу цилиндр уплотняется за счет пояска на го­ловке цилиндров и проточке на торце цилиндра.

В нижней части уплотнение осуществляется картонной про­кладкой (марки Б-0,3).

Поршни изготовлены из жаропрочного алюминиевого сплава, луженые, имеют вогнутую форму донышка. На головке поршня проточены три канавки под поршневые кольца: две верхних — компрессионные, нижняя — для двух масло-съемных колец скребкового типа. Юбка поршня выполнена овальной, по специальной эпюре. Ось отверстия под поршневой палец смещена на 1, 5 мм от диаметральной плоскости поршня. На днище поршня набита стрелка, для правильного расположения смещения оси пальца, при монтаже стрелка должна быть обращена в сторону шкива вентилятора. На днище клеймится также литер группы поршня по размеру диаметра. При установке в двигатель подбирается комплект порш­ней с разницей в весе не более 3 г. По диаметру отверстия для пальца поршни сортируются на 4 группы, обозначенные краской на бобышке отверстия, под палец. Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. Верх­нее компрессионное кольцо хромированное, нижнее — луженое. На внутренней цилиндрической поверхности компрессионных колец выполнена прямоугольная фаска. При постановке на поршень кольца устанавливаются фаской вверх

Маслосъемных колец по два в канавке. По высоте маслосъемное колесо одинаково с компрессионным. На наружной поверх­ности каждого маслосъемного кольца выполнена прямоугольная фаска, которая при монтаже колец должна быть обращена вниз.

Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть 0,25—0, 55 мм. Поршневые пальцы — стальные, плавающие, закалены и поли­рованы. Длина пальца 61 мм. От осевого перемещения пальцы фиксируются пружинными сто­порными кольцами.

Шатуны — стальные, кованые, двутаврового сечения. В верх­нюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, изготовлен­ная из ленты толщиной 1 мм. После запрессовки втулка правится гладкой брошью. По размеру диаметра втулки шатун маркируется у головки цветовым индексом. Подбор пальца к верхней головке шатуна производится в соответствии с цветной маркировкой ин­дивидуально, методом проталкивания протертого замшевой салфет­кой пальца через протертую насухо головку шатуна под неболь­шим усилием. Допускается подбор пальцев к шатуну из смежных, групп. Операция должна выполняться опытными работниками при температуре, близкой к комнатной (15—25°С).

Нижняя головка шатуна разъемная, с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами. Крышка  нижней головки шатуна не

взаимозаменяема. При сборке крышки со стержнем шатуна цифры на их приливах у разъема нижней головки (указывающие номер цилиндра) должны располагаться с одной стороны. Гайки шатунных болтов затягиваются усилием  3,2—3,6 кгм  и  шплинтуются Использование старых шплинтов запрещается.

На стержне шатуна нанесен номер детали. При установке на двигатель шатун должен быть обращен номером в сторону шкива вентилятора.

Центрифуга и передний коренной подшипник коленчатого вала 1 — крышка центрифуги (шкив), 2 — кольцо уплотнительное, 3 — гайка 4 — кольцо уплот­нительное, 5 — храповик, в — болт специальный, 7 — шайба, 8 — маслоотражатель, 9 — штифт, 10 — кольцо уплотнительное, 11 — корпус центрифуги, 12 — крышка шестерен газо­распределения, 13 — сальник, 14 — шпонки, 15 — опора подшипников, 16 — подшипник передний, 17 — коленчатый вал, 18 — кольцо упорное 19 — шайба упорная, 20 — шестерня ведущая газораспределения, 21 — шестерня ведущая балансирного вала; 22 — шестерня привода валика масляного насоса и распределителя зажигания, 23 — маслоотражатель. Стрелками указан путь масла

Коленчатый вал трехопорный, литой из высокопрочного чугуна, динамически сбалансирован вместе с маховиком, механизмом сцеп­ления и корпусом центрифуги.

Разъемный подшипник средней коленной шейки вместе со сред­ней опорой монтируются на коленвал до постановки в картер. Усилие затяжки болтов средней опоры 2—2,5 кгм. Передняя и задняя шейки коленчатого вала уплотнены масло­отражателями и резиновыми взаимозаменяемыми сальниками. На заднем торце коленчатого вала на четырех штифтах установлен маховик, крепящийся к валу специальным болтом с контрящей шайбой. Болт имеет расточку, в которой установлен подшипник первичного вала коробки передач. Болт маховика затягивается динамометрическим ключом с моментом затяжки 32±3 кгм. После установки коленчатого вала его осевой разбег должен быть в пре­делах 0, 04-0, 265 мм и биение наружного торца маховика — не более 0,30 мм на максимальном диаметре.  
Опора среднего коренного подшипника (вид со стороны носка колен­чатого вала) 1 — болт стяжной  2— шайба, 3 — опора верхняя  4 — штифт опоры, 5 —болт фиксирую­щий, 6 — опора нижняя, 7 — вкладыши,

8 — штифт вкладыша, 9 — коленчатый вал,   10 — канал подвода смазки к подшипнику

Головка цилиндров имеет развитые ребра охлаждения, отли­вается из алюминиевого сплава, взаимозаменяема, общая на два цилиндра. В головку запрессованы металлокерамические втулки клапа­нов и седла клапанов, выполненные из специального чугуна. В от­верстия под свечи заворачиваются бронзовые футорки, фиксируе­мые штифтами. В головку запрессованы также кожуха штанг и маслоливная трубка.

Перед установкой футорок, направляющих и седел клапанов головка должна быть нагрета до 200—220°С.


Порядок затяжки гаек головок цилиндров. Затяжку гаек крепления головки цилиндров производите толь­ко на холодном двигателе в порядке и с усилием, указанным на рисунке (торцовым ключом с диаметром головки не более 23 мм). Механизм газораспределения — верхнеклапанный, приводится в действие от распределительного вала при помощи толкателей, штанг и коромысел. Распределительный вал— двухопорный, стальной, приводится во вращение парой цилиндрических косозубых ше­стерен.

Ведущая    шестерня стальная, ведомая   —   из   магниевого сплава; боковой зазор  при  монтаже  не более 0,075 мм (в   процессе   работы   зазор может   увеличиваться до 0,2 мм).