Исправный двигатель пускается легко. Однако, в отдельных случаях, особенно в холодную погоду, могут возникнуть трудности
из-за незнания приемов пуска двигателя с воздушным охлаждением. Поэтому необходимо строго выполнять указания данной инструкции, нарушение которых может привести к затруднениям при запуске и увеличенному износу деталей двигателя.
Необходимо помнить, что применение вязких летних масел (Дп-11 или ДС-11) в холодное время года затрудняет пуск двигателя, приводит к разрядке аккумуляторной батареи и увеличивает износ деталей при пуске. В холодное время года применяйте масла АС-8 или Дп-8.
Пользоваться воздушной заслонкой карбюратора при пуске следует только в случаях, рекомендуемых ниже, так как при излишнем обогащении смеси неиспарившийся бензин, попадая на электроды и юбочки изоляторов свечей, намного ухудшает искрообразование и затрудняет пуск двигателя.
Пуск теплого двигателя Теплый двигатель, находящийся в исправном состоянии, при применении надлежащего топлива, обычно пускается с первых же оборотов.
Для этого выполните следующие операции:
1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2. Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслонкой и включите зажигание и стартер.
3. Как только двигатель запустился, отпустите ключ замка зажигания.
Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске не должна превышать 10 сек.
Если двигатель не запускается после двух-трех попыток, — прекратите попытки к пуску до обнаружения и устранения неисправности.
Если теплый двигатель требует при пуске пользования воздушной заслонкой карбюратора, это указывает на засорение жиклеров (в первую очередь системы холостого хода). Их необходимо продуть.
Пуск холодного двигателя при умеренной температуре (до +5°С) После длительных стоянок автомобиля рекомендуется перед пуском подкачать бензин в карбюратор ручным рычагом бензинового насоса для возмещения потерь бензина вследствие испарения.
После этого выполните следующее:
1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2. Выключите сцепление, чтобы стартер не проворачивал вместе с коленчатым валом шестерен коробки передач, находящихся в загустевшем масле.
3. Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслонкой и включите зажигание и стартер.
Держать стартер включенным можно, не более 10 сек.
При повторных пусках интервалы между включениями стартера должны быть не менее 1 мин; включать стартер можно только после полной остановки двигателя. 4. Как только двигатель запустился, отпустите ключ включателя зажигания и стартера.
5. Прогрейте двигатель на средних оборотах. Прогрев на больших оборотах приводит к значительному износу деталей.
Прогревать двигатель следует до тех пор, пока он не будет устойчиво работать на малых оборотах холостого хода. Пуск холодного двигателя при низких температурах (от +5°С до -10°С) При этих температурах необходимо пользоваться маслами АС-8 или Дп-8.
Порядок пуска следующий:
1. Подкачайте бензин рычагом ручной подкачки бензинового насоса.
2. Выключите сцепление. При пуске двигателя пусковой рукояткой поставьте между педалью и сиденьем распорку.
3. Нажмите 2—3 раза на педаль привода дроссельной заслонки.
4. Закройте полностью воздушную заслонку.
5. Не нажимая на педаль дроссельной заслонки, включите зажигание и стартер.
6. Сразу после запуска, по мере прогрева двигателя, приоткрывайте воздушную заслонку и нажимайте на педаль дроссельной заслонки, обеспечивая устойчивую работу двигателя.
Прогревать двигатель следует на умеренных оборотах до устойчивой его работы на малых оборотах холостого хода.
По мере прогрева двигателя следует постепенно педаль сцепления отпускать для проворачивания валов коробки передач в загустевшем масле. Если сцепление включить сразу после пуска двигателя, он может заглохнуть.
Для увеличения стартерной работоспособности аккумуляторной батареи в зимнее время рекомендуется заносить ее в теплое помещение, так как с понижением температуры электролита падает действительная емкость аккумуляторной батареи.
Если двигатель не запустился с трех попыток, прекратите попытки к пуску до обнаружения и устранения неисправности.
Обычно причинами затрудненного пуска двигателя являются:
1. Излишнее обогащение смеси.
2. Отсутствие подачи топлива в карбюратор.
3. Неудовлетворительное состояние контактов прерывателя или нарушение величины зазора между ними.
4. Неисправность конденсатора.
5. Утечка тока высокого напряжения в крышке распределителя вследствие ее загрязнения снаружи или внутри.
6. Неисправные или загрязненные свечи.
7. Неисправная электропроводка.
8. Применение топлива низкого качества.
9. Недостаточное число оборотов стартера из-за слабой зарядки аккумуляторной батареи или неисправности самого стартера.
10. Неправильная регулировка клапанов.
Причинами переобогащения смеси могут быть: чрезмерное пользование педалью привода дроссельной заслонки перед пуском двигателя или во время провертывания его стартером, переливание карбюратора из-за неисправности игольчатого клапана или поплавка, слишком богатая регулировка системы холостого хода и накачивание бензина во впускную трубу ускорительным насосом карбюратора при первых попытках запуска
Если почему-либо произошло переобогащение смеси, то устранение его производите продувкой цилиндров. Для этого плавно нажмите ногой до отказа на педаль привода дроссельной заслонки карбюратора и, не отпуская ее, включите стартер.
Прокрутите двигатель стартером в течение 5—10 сек.
Повторите пуск, как указано выше. Если таким образом продуть цилиндры не удалось— выверните свечи и прокрутите двигатель стартером не более 10 сек при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках. Вывернутые свечи очистите, просушите и поставьте на место. Пуск двигателя после этого производите без подкачки топлива, педалью дроссельной заслонки.
Пуск двигателя при температуре ниже — 10°С
При низкой температуре рекомендуемые для зимы масла также густеют и двигатель необходимо подогревать. Подогрев двигателя нужен для уменьшения вязкости масла и облегчения смесеобразования при пуске.
Рис. 1. Устройство для предпускового подогрева двигателя:
1 — отопитель; 2 — выходной патрубок отопителя; -3 — гибкий металлорукав; 4 — впускной конец коллектора; 5 — подогревающий коллектор; 6 — заслонка отопителя; 7 — кнопка тяги заслонки. А — положение кнопки при обогреве кузова; Б — положение кнопки при прогреве двигателя.
Подогрев двигателя с помощью отопительной установки 1. Снимите крышки с патрубка отопителя и впускного конца коллектора подогрева на двигателе.
2. Вставьте одним концом патрубок металлорукава в воздуховод коллектора подогрева, а другим — в патрубок отопителя.
3. Закройте заслонку 6 отопителя (рис. 1), потянув кнопку 7 на себя до отказа, и поверните ее на 90°. 4. Включите отопитель в соответствии с правилами пользования.
5. Прогрейте двигатель в течение 20—30 мин, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
6. По истечении указанного времени, не выключая отопительной установки и не включая зажигания, проверните коленчатый вал пусковой рукояткой, сделав 4—5 оборотов. Если коленчатый вал проворачивается легко и ощущается компрессия в цилиндрах двигателя, приступите к пуску. 7. После предпускового подогрева пуск двигателя осуществляется так же, как при температуре до +5°С.
8. Когда двигатель завелся, следует немедленно открыть заслонку отопителя, поставив кнопку 7 в положение от себя, а затем снять металлорукав (имея в виду, что он горячий).
9. Закройте крышкой патрубок отопителя 2 и впускной конец коллектора подогрева 4. Примечания:
1. В целях ускорения подогрева двигателя рекомендуется крышку моторного отсека держать закрытой.
2. Оставлять металлорукав на патрубках нельзя, иначе тепло из отопителя будет отсасываться в двигатель. 3. При применении масел Дм-11 или ДС-11 предпусковой подогрев нужен также при температуре 0°С.
Пуск двигателя буксировкой автомобиля
Пуск двигателя буксировкой автомобиля при застывшем масле недопустим, так как это всегда приводит к авариям.
Пуск буксировкой можно применять только в исключительных случаях для двигателя, коленчатый вал которого вращается легко, а в коробке передач залито масло, соответствующее сезону эксплуатации.
Остановка двигателя После прекращения движения с большой скоростью, особенно в жаркое время года, следует дать двигателю поработать в течение 1—2 мин на малых оборотах, а затем выключить зажигание. Это необходимо для постепенного его охлаждения. Длительная работа двигателя на холостом ходу приводит к образованию копоти на свечах и отказу в пуске, тогда как при работе двигателя с нагрузкой свечи очищаются. Поэтому не следует работать на холостом ходу более 2 мин.