Стартер ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

На двигателе установлен стартер СТ-351Б.

Стартер:

1 — крышка со стороны привода, 2 — корпус стартера, 3 — якорь, 4 — коллектор 5 — защитная лента, 6 — крышка со стороны коллектора, 7— втулка, 8 —щетка, 9 — провод питания катушек стартера, 10 — крышка включателя, 11 —контакт зажима КЗ, 12 — контактная шайба 13 — тяговое электромагнитное реле, 14 — катушка реле, К — якорь реле, 16 — пружина 17 — возвратная пружина 18 — регулировочный винт тягового реле, 19 — винт, 20 — зажим КЗ, 21 — зажим провода от аккумуляторной батареи, 22 — зажим от клеммы С реле, 23 — рычаг 24 — ось, 25 — муфта свободного хода с шестерней, 26—упор; 27 — шайба ограничительная, 28—шайба пружинная. 29—втулка.

На корпусе стартера размещено тяговое электромагнитное реле РС901А. Перемещение шестерни привода стартера до зацепления ее с зубчатым венцом маховика двигателя осуществляется действием специального электромагнита на рычаг выключателя.

Кроме основных контактов, в тяговом реле имеется дополни­тельный зажим, который замыкает накоротко сопротивление ка­тушки зажигания при пуске. Питание тягового реле осуществляется от замка зажигания через дополнительное реле стартера РС-502. Схема электрических соединений стартера, реле и замка зажига­ния показана на рис. 85.

При повороте ключа включателя зажигания в крайнее правое положение замыкаются контакты включателя и ток поступает в катушку дополнительного реле стартера, через контакты которого ток поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле стартера при этом обмотка дополнительного реле включена одной клеммой к батарее, а другой к клемме ЛК реле-блокировки которая в схеме реле соединена на массу.

После запуска двигателя, как только генератор разовьет доста­точное напряжение, контакты РБ-1 размыкаются и дополнительное реле автоматически выключает стартер, а возвратная пружина внутри тягового реле стартера выводит шестерню привода из зацепления. Дополнительное реле стартера предохраняет якорь стартера от разноса, а также стартер от случайного включения при ра­ботающем двигателе.

Держать стартер включенным рекомендуется не более 10 сек, затем сделать перерыв на 15—20 сек.

Длительное включение стартера может привести к чрезмерному его нагре­ванию и повреждению аккумуляторной батареи.

Уход за стартером. Че­рез каждые 6000 км про­бега проверьте состояние зажимов проводов тяго­вого реле, не допуская их загрязнения и ослабле­ния креплений.

Проверьте крепление стартера к картеру и креп­ление реле.

Через каждые 12000 км пробега при наличии замечаний в работе стар­тера рекомендуется снять стартер с двигателя, ис­пользуя для этого специ­альный ключ, разобрать его, протереть все детали, продуть их сжатым воз­духом и при этом прове­рить:

1.    Состояние   коллек­тора и щеток, не заедают ли   щетки   в   щеткодержа­телях,   а   также   достаточ­на ли их высота. При не­обходимости  зачистить коллектор мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100.

2. Состояние контак­тов электромагнитного тягового реле.

Для проверки состояния контактов необходимо реле разобрать в следующем порядке

а)  отсоединить проводы от контактных штырей крышки;

б)  отвернуть две контргайки стяжных винтов;

в)  отвернуть гайки бокового штыря и утопить штырь в крышку;

г)  отвернуть стяжные винты и снять осторожно крышку, чтобы не повредить провода бокового штыря. Подгоревшие поверхности зачистить шкуркой или бархатным напильником, чтобы обеспечить соприкосновение поверхностей по всей плоскости.

Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют большой износ, их следует повернуть на 180°.

Сборку реле производите в обратном порядке.

3. Смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала якоря маслом, применяемым для  двигателя.

Примечание. Во избежание нарушения изоляции токоведущих деталей недопустима промывка якоря, внутренней части корпуса и катушки реле стар­тера бензином и другими растворителями.

  После сборки стартера необходимо проверить зазор между тор­цом шестерни и упорной шайбой в момент замыкания контактов: он должен быть 1,5—2,5 мм. Для проверки зазора следует подсоединить к зажиму С и кор­пусу стартера провода от аккумуляторной батареи. При таком соединении тяговое реле включится, а якорь вращаться не будет. Когда шестерня передвинется, замерьте зазор и если он не соот­ветствует 1,5—2,5 мм, отрегулируйте его путем вращения тяги, соединяющей якорь тягового реле с рычагом привода шестерни. После пробега 36 000 км рекомендуется снять стартер и на­править в специальную мастерскую для тщательной проверки и замены изношенных деталей. Неисправности стартера в основном вызываются следующими причинами: загрязнением и обгоранием коллектора, зависанием щеток, разносом обмоток якоря, отказом в работе тягового реле с включателем и выходом из строя муфты свободного хода.

Во включателе тягового реле стартера чаще всего повреждают­ся рабочие поверхности клеммных болтов и контактной шайбы, которые обгорают вследствие большой величины тока, проходя­щего через них. Наблюдаются также случаи заедания якоря тяго­вого реле в направляющей втулке электромагнита.

Однако причиной отказа в работе стартера часто являются неисправности не стартера, а проводки (клемм) аккумуляторной батареи и дополнительного реле.

Если стартер не проворачивает коленчатого вала двигателя, нужно включить свет (например, подфарники, плафон), после чего включить стартер.

По изменению накала ламп при включении стартера можно определить характер неисправности.