ДВИГАТЕЛЬ

Двигатель автомобиля ГАЗ-69 - четырехцилиндровый, карбюраторный, отличается значительной из­носоустойчивостью и экономичностью в эксплуатации. Большинство его деталей одинаково с деталями дви­гателей М-20 и ГАЗ-51, однако он имеет несколько повышенную максимальную мощность и крутящий мо­мент в сравнении с двигателем М-20.

ВИД НА ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 69С ПРАВОЙ СТОРОНЫ

БЛОК И ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ

Блок цилиндров. Цилиндры двигателя расположены вертикально в ряд и отлиты из серого чугуна заодно с верхней частью картера. Блок цилиндров полностью взаимозаменяем с блоком двигателя М-20. Для уменьшения износа цилиндров в верхнюю часть их запрессованы гильзы из кислотоупорного чу­гуна, длиною в 50 мм. Толщина стенки гильзы равна 2 мм.

Эти гильзы увеличивают износоустойчивость цилиндров в 2 - 3 раза.

Блок имеет водяную рубашку по всей длине цилиндров двигателя. Впускные и выпускные каналы выполнены в блоке раздельно для каждого цилиндра в целях улучшения наполнения цилиндров горючей смесью.

Седла выпускных клапанов изготовлены из специального жароупорного чугуна высокой твердости и запрессованы в блок; седла впускных клапанов выполнены непосредственно в теле блока.

В нижней части блока расположены четыре коренных подшипника коленчатого вала, крышки кото­рых точно фиксируются пазами, сделанными в верхней части картера. Каждая крышка крепится к блоку двумя болтами, головки которых шплинтуются: на первых трех подшипниках - проволокой, на четвертом -с пециальной запорной пластиной. Крышки коренных подшипников на заводе проходят окончательную об­работку совместно с блоком и поэтому взаимонезаменяемы .

К задней плоскости блока шестью болтами крепится картер сцепления, фиксируемый на блоке двумя установочными штифтами. Необходимая соосность коленчатого вала и первичного вала коробки передач обеспечивается окончательной обработкой картера сцепления в сборе с блоком цилиндров. Поэтому пере­ставлять картеры сцеплений с одного блока на другой нельзя.

Вид на двигатель с левой стороны ГАЗ-69
Головка цилиндров. Общая для всех цилин­дров, съемная, отлита из алюминиевого сплава. Взаимозаменяема с головкой двигателя М-20. Меж­ду блоком и головкой цилиндров ставится уплот­няющая прокладка, изготовленная из асбестового полотна, пропитанного графитом. Толщина прокладки в сжатом состоянии со­ставляет приблизительно 1,5 мм. Окна камер сгора­ния и водяные отверстия в прокладке окантованы жестью толщиной 0,25 мм.

Во избежание приставания асбеста к блоку и головке, прокладку, перед постановкой на место, необходимо натирать с обеих сторон графитным порошком.

Головка цилиндров крепится к блоку 23 шпильками, под гайки которых поставлены плоские планированные шайбы. Порядок затяжки, а также подтяжки этих гаек очень важен; затяжку следует производить в два приема, Рекомендуется пользоваться динамометриче­ским ключом с контролированным момен­том затяжки в пределах 6,7 - 7,2 кг.

Динамометрический ключ

При отсутствии такого ключа затяжку гаек производят обычным накидным ключом из комплекта шоферского инст­румента, без рывков, усилием одной руки, во избе­жание срыва шпилек или деформации цилиндров.

Затяжку или подтяжку гаек нужно производить обязательно на холодном двигателе, так как вследст­вие различных коэффициентов линейного расширения алюминиевой головки и стальных шпилек затяжка, произведенная на горячем двигателе, окажется недостаточной после его остывания.

Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров .