Привод сцепления автомобиля М-21

Устройство привода показано на фиг. 101. Гидравлический привод осуществляется при помощи педали, главного цилиндра, трубопровода и рабочего цилиндра.

Педаль сцепления совместно педалью тормоза составляет блок педалей, кронштейн которого крепится болтами к передней стенке кузова. Педаль подвешена на оси, на. которую надета пластмассовая втулка, не нуждающаяся в смазке. В крайнем заднем положении педаль удерживается пружиной 3. Верхний конец педали при этом упирается в кронштейн через резиновый буфер 4. Посредством эксцентрикового болта 6 и педали крепится толкатель 7 главного цилиндра выключения сцепления. На болт надеты две пластмассовые втулки, не нуждающиеся в смазке.

С помощью эксцентрикового болта регулируют зазор между толкателем и поршнем 9 главного цилиндра. При среднем положении эксцентрикового болта метка О (или вырез на одном из углов его головки) находится сверху.

Главный цилиндр выключения сцепления выполнен в одной отливке с главным цилиндром тормоза и имеет общий резервуар для жидкости. Нижняя часть резервуара разделена ребром на две части, и поэтому неисправность в одной из систем (тормозов или привода сцепления) не отражается на работе другой. Резервуар расположен над двумя цилиндрами и наполняется через отверстие в крышке, закрываемое пробкой 2. Внутри цилиндра находится поршень 9, снабженный двумя уплотнительными манжетами. Между поршнем и внутренней манжетой установлена тонкая стальная шайба.

Пружина постоянно отжимает поршень в крайнее заднее положение. При этом кромка внутренней манжеты должна перейти перепускное отверстие А, оставив его открытым.

Рабочий цилиндр 16 крепится к картеру сцепления болтами. В корпусе рабочего цилиндра расположен поршень с уплотнительной манжетой. Для удаления из системы воздуха в рабочий цилиндр ввернут клапан 14, закрытый резиновым колпачком 13.

В сферическое углубление поршня рабочего цилиндра вставлен толкатель 18, который регулируется по длине. От попадания грязи рабочий цилиндр предохранен резиновым чехлом.

Оттяжная пружина 23 постоянно прижимает вилку 22 выключения сцепления, толкатель и поршень в переднее положение.

Трубопровод между главным и рабочим цилиндрами состоит из металлической трубки и гибкого шланга.

Регулировка привода выключения сцепления. Для нормальной работы сцепления и привода необходимо обеспечить свободный ход педали сцепления, равный 32—40 мм, и ход поршня рабочего цилиндра не менее 19 мм при полностью выжатой педали.

Свободный ход педали идет на выбор зазора между толкателем и поршнем в главном цилиндре (который должен быть в пределах 0,5—1 мм), на перемещение поршня до перекрытия отверстия А кромкой манжеты и на выбор зазора между муфтой выключения сцепления и нажимными рычагами сцепления (который должен быть равным 2,5 мм).

Зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра регулируется эксцентриком 6. После регулировки гайка эксцентрикового болта плотно затягивается. О величине зазора можно судить по свободному ходу педали, замеренному по ее площадке. Зазору в 0,5—1 мм соответствует свободный ход в 3—б мм.

При проведении указанной регулировки рекомендуется отъединять оттяжную пружину 3.

Зазор между муфтой выключения сцепления и нажимными рычагами сцепления регулируется изменением длины толкателя 18 рабочего цилиндра. При этой регулировке необходимо получить свободный ход педали, равный 20—27 мм. После регулировки контргайка 19 должна быть туго затянута. Как уже указывалось выше, ход толкателя 18 при полностью выжатой педали сцепления должен быть не менее 19 мм. Меньшая величина хода не обеспечивает нормальной работы сцепления. Ход толкателя не регулируется, он обеспечивается конструкцией при заполненной жидкостью системе.

Попадание воздуха в систему уменьшает ход толкателя, вызывая неполадки в приводе.

Заполнение системы рабочей жидкостью. Система заполняется тормозной жидкостью через горловину главного цилиндра, прикрытую пробкой 2. После заполнения всего резервуара главного цилиндра пробку следует завернуть и с помощью шинного насоса создать небольшое давление на эту жидкость. Для присоединения шланга насоса в пробке имеется резьбовой наконечник /.

Под действием давления жидкость из резервуара главного цилиндра заполняет систему.

Воздух из системы выпускается через перепускной клапан на рабочем цилиндре. Для этого необходимо снять резиновый колпачок с головки клапана и надеть шланг для прокачки тормозов (фиг. 102). Конец шланга следует опустить в стеклянный сосуд, с небольшим количеством тормозной жидкости, и отвернуть клапан на /г оборота.

После того как прекратится выход воздуха из системы и жидкость пойдет ровной струей без пузырьков, клапан надо плотно завернуть и долить жидкость. Уровень жидкости должен быть на 15—20 мм ниже верхней кромки отверстия в крышке. При прокачке нельзя допускать обнажения дна в главном цилиндре. Поэтому, если из системы вытекло около стакана жидкости (150 см3), следует долить жидкость и затем продолжить прокачку.

Затем надо выжать педаль и замерить величину перемещения толкателя, которая должна быть не менее 19 мм. При меньшей

неличине, если система исправная, нужно продолжать прокачку до полного удаления воздуха из нее и получения надлежащего перемещения толкателя.

Привод сцепления автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-63

Привод сцепления у автомобилей ГАЗ-51А н ГАЗ-63 одинаков.

Регулировка свободного хода педали сцепления сводится к установке свободного хода педали в пределах 35—45 мм, что соответствует зазору между упорным подшипником и головками рычагов приблизительно в 4 мм.