От правильности разборки и сборки автоматической передачи в значительной мере зависит надежность и четкость работы всего этого узла.
При разборке и сборке необходимо выполнять рекомендуемый порядок операций и все указания относительно соблюдения чистоты, моментов затяжки крепежа и т. д.
Все операции разборки и сборки передачи можно разделить на следующие виды.
Снятие автоматической передачи с автомобиля (без разборки на узлы или по деталям) и установка ее на автомобиль.
Частичная разборка и сборка автоматической передачи без снятия ее с автомобиля.
Разборка и сборка гидротрансформатора.
Разборка планетарной коробки на отдельные узлы.
Разборка и сборка узлов планетарной коробки.
Сборка планетарной коробки из подсобранных узлов.
Снятие автоматической передачи с автомобиля
(без разборки на узлы или по деталям) и установка передачи на автомобиль
Для снятия передачи с автомобиля необходимо проделать следующее.
Слить масло из планетарной коробки и гидротрансформатора.
Отсоединить промежуточный карданный вал, трос привода тормоза стоянки, тяги ручного переключения, силового регулятора и гибкий вал привода спидометра.
Отсоединить крепление задней опоры двигателя к поперечине, приподнять двигатель, снять поперечину, опустить задний конец автоматической передачи вниз.
Отвернуть четыре гайки шпилек крепления картера планетарной коробки передач к картеру гидротрансформатора, и осторожно подавая планетарную коробку назад, снять ее с автомобиля.
При снятии коробки нужно следить за тем, чтобы ведущий и реактивный валы не ложились на ступицу гидротрансформатора (во избежание ее поломок). При снятии коробки нельзя допускать значительных перекосов, так как при этом могут быть повреждены сальник переднего насоса и подшипник ступицы гидротрансформатора.
Снять крышку трансмиссии в передней части пола кузова и отвернуть болты крепления картера гидротрансформатора к переходному картеру, снять стартер и картер гидротрансформатора. Картер гидротрансформатора нужно сначала подать назад, чтобы он сошел с установочных штифтов, запрессованных в переходный картер, а затем опустить его вниз.
Отвернуть восемь гаек болтов крепления гидротрансформатора к диску и снять гидротрансформатор. При этом надо следить, чтобы не забить центрирующий поясок колпака передней крышки. Не рекомендуется без надобности снимать диск крепления гидротрансформатора и переходный картер. Снимать переходный картер бывает нужно только при его поломках.
В случае, когда с автомобиля снимается двигатель, его снимают вместе с автоматической передачей и снятие коробки и гидротрансформатора производят на снятом двигателе.
Установка автоматической передачи на автомобиль производится в обратном порядке.
При сборке гидротрансформатор рекомендуется ставить в первоначальное положение относительно диска. Если на центрирующем пояске колпака передней крышки гидротрансформатора или на сопрягаемых торцах картеров обнаружены забоины, царапины и т. п., нужно зачистить их шабером. Сопрягаемые торцы должны быть чистыми.
При установке планетарной коробки передач восемь гаек крепления гидротрансформатора к диску не должны быть затянуты (их нужно отпустить на 2—3 оборота). Эти гайки затягиваются только после установки коробки на место. Соблюдение эгого правила обеспечивает самоцентрирование ступицы гидротрансформатора в подшипнике корпуса переднего масляного насоса.
Перед установкой коробки коленчатый вал нужно повернуть так, чтобы ведущие выступы на стукице гидротрансформатора встали горизонтально, а выступы на шестерне переднего масляного насоса повернуть в вертикальное положение. Это предохранит от поломки ступицу гидротрансформатора. Планетарная коробка должна свободно доходить до места.
Частичная разборка и сборкаавтоматической передачи без снятия ее с автомобиля
Для регулировок, устранения некоторых леисправностей и при смене масла автоматическую передачу можно разобрать частично, без снятия ее с автомобиля. При этом могут быть сняты следующие детали и узлы.
Поддон коробки и маслоприемник (рекомендуется снимать при смене масла и дляудаления осадка). Поддон снимается такжево всех случаях для доступа к другим деталям.
Регулятор главного давления.
Регулятор переключения передач.
Цилиндр первого тормоза (второй передачи) в сборе.
Цилиндр второго тормоза (первой передачи и заднего хода) в сборе.
Центробежный регулятор.
Перед снятием поддона необходимо очистить снаружи от грязи сам поддон и картер коробки, отсоединить маслоналивную трубу, отвернув накидную гайку, и слить масло. Посуда, в которую сливается масло, должна быть чистой и в ней не должно быть воды, даже в виде отдельных капель. Попадание хотя бы нескольких капель воды в масло приводит к сильному вспениванию масла и выбрасыванию его из коробки.
Снятие регулятора главного давления. После снятия поддона надо снять маслозаборник и дать стечь маслу с деталей коробки. Снять две П-образные трубки, соединяющие регулятор главного давления с регулятором переключения передач. Отсоединить от регулятора глазного давления трубку для смазки (с левой стороны) Отвернуть гайку крепления упорной пластины пружин регулятора, придерживая пластину рукой. Снять пластину и пружины регулятора. Вынуть золотники регулятора.
Если золотники не вынимаются легко от руки, ни в коем случае нельзя раскачивать, их, так как при этом портятся гнезда в корпусе, который отлит из алюминиевого сплава. В таких случаях рекомендуется вынимать золотники за выступающие концы при помощи плоскогубцев, стараясь подавать золотник вдоль оси. После снятия золотников нужно отвернуть два болта крепления корпуса регулятора к картеру коробки и снять корпус.
Установка регулятора главного давления производится в обратном порядке. При разборке и сборке трубки следует монтировать без перекосов, чтобы не задирать посадочные места.
Снятие регулятора переключения передач. Снять П-образные трубки, соединяющие регулятор переключения с регулятором давления. Отпустить болт крепления цилиндра тормоза второй передачи. Вывернуть три болта крепления регулятора переключения к картеру коробки. Снять регулятор переключения, выводя его вниз и в сторону. При снятии необходимо следить за тем, чтобы не повредить золотник ручного управления и золотник принудительного включения второй передачи.
Устанавливать регулятор переключения надо в обратном порядке. При установке необходимо следить за тем, чтобы штифт сектора правильно зашел в выточку золотника ручного переключения, а рычаг силового регулятора зашел между упором и торцом золотника принудительного включения второй передачи.
Снятие цилиндра тормоза второй передачи. Снять трубку для смазки. Отпустить три болта крепления регулятора переключения. Вывернуть болт крепления цилиндра тормоза к картеру. Удерживая упор, снять цилиндр тормоза в сборе.
Установка цилиндра тормоза второй передачи. Установить тормозную ленту таким образом, чтобы ее концы были обращены вниз. Установить упорную пластину тонким концом в упор ленты, а толстым в рычаг тормоза. Повернуть тормозную ленту, упорную пластину и цилиндр тормоза таким образом, чтобы тормозная лента своим вторым упором села на опорный штифт, запрессованный в картер, а трубки регулятора переключения совпали с отверстиями на цилиндре тормоза. Посадить цилиндр тормоза на штифт и ввернуть болт крепления цилиндра. Затянуть три болта крепления регулятора переключения. Вставить трубку для смазки. Отрегулировать тормоз.
Снятие цилиндра тормоза первой передачи и заднего хода. Снять трубку для смазки. Вынуть маслозаборную трубку заднего масляного насоса. Отвернуть два болта крепления цилиндра тормоза и, удерживая упорные пластины, снять его.
Установка цилиндра тормоза первой передачи и заднего хода. Установить упор на регулировочный болт тормоза. Повернуть тормозную ленту, чтобы она села на упор. Установить в ленту второй упор и завести его в рычаг тормоза. Ввернуть два болта крепления цилиндра тормоза к картеру. Установить трубку для смазки. Отрегулировать тормоз.
Снятие центробежного регулятора. Для снятия центробежного регулятора поддон снимать не нужно. Доступ к центробежному регулятору обеспечивается через люк на задней крышке коробки. Отвернув два винта, снять крышку люка. Повернуть выводной вал коробки так, чтобы корпус центробежного регулятора встал против люка. Отвернуть два винта крепления корпуса центробежного регулятора и снять его (снимать осторожно, чтобы не уронить винты или золотник в заднюю крышку коробки).
Установка центробежного регулятора. Вставить золотник центробежного регулятора в корпус. Установить регулятор на место и завернуть винты. Поставить крышку люка, заменив прокладку (замена прокладки рекомендуется потому, что пробка сильно обжимается; при отсутствии новой прокладки можно распарить старую).
Для снятия рычагов привода к силовому регулятору и залотнику ручного переключения необходимо снимать регулятор переключения.