Особенности управления автомобилем волга с автоматической передачей

Управление автомобилем Волга с автоматической передачей имеет свои особенности. При наличии такой передачи отпадает необходимость управлять педалью сцепления, к минимуму сведено количество передвижений рычага (по существу необходимо только включать передний или задний ход), нет необходимости включать нейтральное положение на коротких остановках (например, у светофоров) и т. д.

Автоматической передачей управляют с помощью рычага, расположенного на рулевой колонке с правой стороны (фиг. 125). На рычаге расположена стрелка-указатель, которая перемещается по шкале сектора и показывает включенное положение. Рычаг (фиг. 126) имеет четыре рабочих положения, которые обозначены на секторе буквами (слева направо): ЗХ — задний ход, Н — нейтральное, Д — движение, эксплуатационная передача, П — пониженная передача. Рычаг из нейтрального положения в положение эксплуатационной передачи и обратно переводится перемещением в одной плоскости, параллельной плоскости рулевого колеса: Чтобы включить пониженную передачу или задний ход, нужно рычаг подтянуть к рулевому колесу и повернуть в нужное положение.

 

Запуск двигателя стартером возможен только в нейтральном положении рычага. При включенной передаче стартерная цепь размыкается выключателем стартера, и запустить двигатель нельзя. Сделано это из соображений безопасности, так как двигатель ввиду наличия гидротрансформатора не имеет жесткой связи с колесами автомобиля и может быть запущен при включенной передаче, что может привести к наездам. Блокировочный выключатель стартера должен быть всегда в исправном состоянии.

При запуске двигателя пусковой рукояткой необходимо обязательно ставить рычаг переключения в нейтральное положение.

Трогание с места, разгон и езда в обычных дорожных условиях производятся на эксплуатационной передаче Д. Скорость движения регулируется педалями дроссельной заслонки и тормоза. Педаль сцепления, как и само сцепление, отсутствует.

При установке рычага переключения в положение эксплуатационной передачи Д трогание с места и начало разгона автомобиля происходят на второй передаче. Одновременно происходит увеличение крутящего момента двигателя в гидротрансформаторе. По мере разгона автомобиля гидротрансформатор автоматически переходит на режим гидромуфты, а планетарная коробка автоматически переключается со второй на прямую передачу.

При увеличении сопротивления движении до автомобиля (подъем, тяжелый грунт и т. д.) гидротрансформатор увеличивает крутящий момент, и, если этого недостаточно, автоматически включается вторая передача.

При кратковременных остановках (например, у светофора) рычаг переключения не обязательно переводить из положения Д в нейтральное, так как при правильно отрегулированных оборотах холостого хода двигателя автомобиль на ровной дороге остается неподвижным при включенной передаче Д.

Пониженная (или первая) передача применяется только в тяжелых дорожных условиях (крутой подъем, тяжелая грязь, песок, глубокий снег, переезд через препятствия и т. п.), а также для быстрого разгона с места и для торможения на крутых спусках.

В привод акселератора введена специальная пружина, которая при полном открытии дросселя дает ощущение легкого упора педали. Дополнительным усилием педаль акселератора переводится в положение за полное открытие дросселя, и при этом включается вторая передача, если автомобиль двигался на прямой передаче и скорость его была не выше 75 км/час.

Переключение из положения пониженной передачи в положение эксплуатационной передачи и обратно можно производить, не уменьшая открытия дросселя (без сброса газа), под нагрузкой.

Не рекомендуется разгоняться на пониженной передаче до скоростей выше 45 км1час, так как это не дает увеличения интенсивности разгона и вызывает неприятные ощущения, повышая шумность двигателя.

Не рекомендуется переводить рычаг переключения из положения Д в положение П при скорости выше 75 км/час. Если при движении автомобиля на прямой передаче при скорости выше 40—45 Kjn/час рычаг переключения перевести из положения Д в положение П, то включается не пониженная передача, а вторая. При уменьшении скорости до 25—35 кмЫас автоматически включается пониженная передача. Если скорость движения автомобиля ниже 25 км/час, то при переводе рычага из положения Д в положение П сразу включается пониженная передача. Это ограничение включения первой передачи на высоких скоростях сделано для того, чтобы избежать возможных заносов автомобиля, особенно на скользкой дороге, и резких перегрузок деталей коробки.

При последующем разгоне автомобиля автоматического переключения с первой передачи на вторую не происходит и передачу Д необходимо включать рычагом.

Передачу заднего хода следует включать только после полной остановки автомобиля. Для удобства маневрирования задним ходом одновременно с включением передачи заднего хода включаются задние фонари, которые освещают пространство за автомобилем.

При застревании автомобиля (в грязи, в снегу) его можно раскачать попеременным переводом рычага переключения в такт качаниям в положение передачи заднего хода и пониженной передачи, поддерживая работу двигателя на средних оборотах.

Автоматическая передача облегчает трогание автомобиля на подъеме.

При запуске двигателя буксировкой рекомендуется поставить рычаг переключения в нейтральное положение и при достижении скорости 30 км/час включить зажигание и поставить рычаг в положение эксплуатационной передачи Д. Можно также запускать двигатель при меньшей скорости движения (около 20—25 км/час) включением пониженной передачи.

При буксировке автомобиля с неисправной автоматической передачей необходимо снимать карданный вал.

Если автомобиль с исправной автоматической передачей буксируется на расстояние до 100 км, то рычаг переключения должен быть в нейтральном положении; при буксировке на расстояние свыше 100 км также необходимо снять карданный вал.

Буксировка автомобиля с не заправленной маслом автоматической передачей или при заправке ниже нормы без снятия карданного вала категорически воспрещается, так как это ведет к выходу из строя ответственных деталей коробки. При недостатке масла могут быть задраны и заклинены масляные насосы, повреждены подшипники, диски сцеплений и т. д.

Буксировать автомобиль рекомендуется с умеренными скоростями