Многим владельцам автомобилей “Запорожец” в зимнее время приходится тратить дорогие аккумуляторные ампер-часы для розжига отопителя. Этого можно избежать, если оснастить отопитель электронным блоком, описанным ниже.
Бензиновый отопитель автомобиля “Запорожец” в режиме розжига потребляет ток около 10 А. Это приводит к существенной разрядке батареи аккумуляторов. Такое расточительство даже летом было бы нежелательным, а зимой оно может стать препятствием при запуске двигателя.
Более экономичен электронный блок зажигания отопителя, собранный по схеме на рис. 1. Блок потребляет ток около 0,1А. Отопитель с электронным блоком, разжигается практически мгновенно.
Рис.1.
Генератор прямоугольных импульсов, собранный на логических элементах DD1.1—DD1.3, работает на частоте примерно 70 Гц. Длительность рабочего импульса низкого уровня на выходе генератора — около 1 мс, скважность — 10. Элемент DD1.4 — инвертор.
На транзисторах VT1, VT2 собран усилитель тока, нагруженный первичной обмоткой катушки зажигания Т1. В течение рабочего импульса высокого уровня с выхода инвертора транзисторы VT1 и VT2 открыты и насыщены. Через первичную обмотку течет ток, значение которого определяют параметры катушки зажигания.
Рис.2.
В момент минусового перепада напряжения на базе транзистора VT1 оба транзистора закрываются, и во вторичной обмотке катушки зажигания возникает высоковольтный импульс напряжения, вызывающий искровой разряд между электродами запальной свечи.
Стабилитрон VD4 защищает мощный транзистор от импульсов обратного напряжения самоиндукции первичной обмотки катушки зажигания и от чрезмерно большого прямого напряжения, возникающего при обрыве высоковольтной цепи.
Микросхема DD1 питается от параметрического стабилизатора напряжения VD3R4 со сглаживающим конденсатором СЗ. Цепь R1C1 обеспечивает задержку начала работы генератора примерно на 2 с. для продувки отопителя.
Рис. 3
Длительность рабочего импульса (1 мс) выбрана минимально достаточной для того, чтобы катушка зажигания успевала накопить необходимую энергию искрообразования. Этим обеспечена высокая экономичность блока. Устройство собрано на печатной плате из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж платы изображен на рис. 2. Плата помещена в прочную пластмассовую коробку.
При сборке блока следует принять меры по защите его от пыли и влаги. Питание к блоку поступает по проводу, к которому была подключена свеча зажигания прежнего отопителя. В блоке применены резисторы МЛТ-0,125, конденсаторы К53-19(С1), К53-14 (С3) и КМ-6 (С2). Диоды VD1, VD2 и транзистор VT1 могут быть использованы любые маломощные кремниевые.
Рис.4.
Вместо КТ816Г подойдут КТ851А-КТ851В, КТ855А-КТ855В; предпочтение следует отдать более высоковольтным. Катушка зажигания может быть любой от батарейной системы зажигания, например, Б112, Б116.
Свеча зажигания — любая автомобильная с короткой резьбой. Для ее установки на отопитель необходимо изготовить переходную втулку из стали, латуни (или бронзы). Чертеж втулки — на рис. 3. Искровой зазор свечи лучше увеличить до 1...2 мм.
Несколько экземпляров описанного блока зажигания надежно работают уже несколько лет на “Запорожцах”. Кстати, подобными бензиновыми отопителями оборудованы некоторые автомобильные подъемные краны, и такой блок для них был бы отнюдь не лишним.
Рис. 5
На рис. 4 показана схема варианта блока зажигания, собранного на основе микросхемного таймера КР1006ВИ1. Таймер включен в режим генератора импульсов частотой 70 Гц (длительность импульсов — 1 мс, скважность — 10). Транзистор VT1 - усилитель тока.
Блок собран на печатной плате (рис. 5) из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Конденсаторы С1, С2 — из серии КМ, С3 — К53-19. Вместо транзистора КТ805БМ подойдет КТ805АМ. Стабилитрон КС596В можно заменить на КС582Г, КС568В.
Б. Слепченко
Материал подготовил С. Струганов (UA9XCN).