Коробка передач

Снять коробку просто - снимаем кардан, снимаем короткий трос ручника, отвинчи-ваем "самолет", отключаем тяги, откручиваем болты около картера сцепления. Дергаем коробку назад и получаем всю эту бандуру весом где то 30 кило на руки. Чтобы не выва-ляться в масле, хорошая вещь - передняя вилка кардана. Служит затычкой в хвостовике, пока ты коробку ворочаешь. С другой стороны, масло все одно сливать, если коробку раз-бирать - можно сделать это заранее.

Разборка

Снимаем крышку вилки заднего хода (маленькая, справа по ходу движения,4 болта М6). Под ней - вилка заднего хода, снимается со шлицов без доп. операций. Дальше сни-маем боковую крышку. Передачи в нейтраль, 5 болтов выкрутили - крышка в руках. Сразу же видны шестерни и вилки переключения, можно посмотреть как вилки водят муфты - прямо рукой эти вилки двигаешь. Снимаем ось вилок - она держится винтом вкрученным в корпус спереди. После того как винт выкручен - выдвигается. Она будет сопротивляться, ее держат шарики подпружиненые в вилках, это надо пересилить. Шарики имеют свойст-во вываливаться из вилок - лови в тот момент, когда ось выходит из вилки (каждой). Откручиваем болты, крепящие хвостовик - хвостовик вместе со вторичным валом (а это почти все шестеренки в коробке :) болтается, но не вынимается. Одновременно снимаем пластинку, которая входит в паз оси блока промежуточных шестерен и держит ось. Дальше начинается цирк - блок шестерен стоит на игольчатых подшипниках, их ничего не держит. Результат - при выбивании оси все иголки сыплются в блок и при дос-тавании блока их надо не рассыпать в коробку и наружу. Но блок сразу не вынуть, а надо его положить на дно коробки - при этом он перестанет мешать вынуть вторичный и пер-вичный валы (достаточно условно перестанет, но все-таки :) Вот, достаем валы (первичный без проблем, вторичный - поматерившись). В пер-вичном валу остаются 9(вроде) штук больших иголок. После того как валы вынуты, блок шестерен выходит через боковой люк без про-блем. Не забудь стрясти с него иголки, а еще в нем остаются 3 кольца и трубка распорная. Еще там есть шайба латунная упорная, она в коробке валятся с того момента как ось блока выбили. Теперь - разобрать вторичный вал. Из хвостовика надо вынуть стопорное кольцо - после этого подшипник вместе с валом выйдет из хвостовика. Дальше надо открутить гайку недалеко от шлицов, которыми кардан стыкуется, и поснимать всю фигню шесте-ренчатую с этого вала. Когда будешь муфты снимать - осторожно, сухарики имеют свой-ство катапультироваться. Впереди еще несколько шестерен удерживаются кольцом стопорным. Кольцо снять, шестерни стянуть со шлицов. Боковая крышка, которую сняли в самом начале, несет на себе механизм переклю-чения передач. Эта штука проблем обычно не создает, за исключением течи масла по валу управления. Если коробка 408я, то к ней подойдет резиновое кольцо и пыльник все из то-го же 412го ремкомплекта (см. ниже), для 407й придется искать сальник от мотоцикла, центробежного насоса. Для разборки механизма надо выбить штифт, который крепит ку-лачок на валу, снять кулачок (тоже с помощью лома и какой-то матери обычно), потом перевернуть крышку и отвинтить две гайки, крепящие весь механизм. После этого весь механизм разбирается без проблем. После этого ты будешь иметь вместо коробки кучу железных шалабушек :)

Что и чем можно заменить

Про замену - купи ремкомплект коробки 412й, все иголки подходят к 407й. Подхо-дят колечки упорные для иголок, но у тех, которые я купил, не было лысок для прохода смазки. Вооружился дрелью с кругом абразивным и сделал эти лыски. Почти подходит ось блока шестерен (она изнашивается), но она длиннее милли-метров на 5, поэтому в ней мне пришлось кругом отрезным прорезать новый паз под стопор. Подходят сухарики синхронизаторов, но это неизнашиваемая деталь. В принципе, хвостовик коробки 412 великолепно встает на 407ю, но у него нет крепежа задней опоры движка - у 412го опора на срезе коробки прикручена. Можно поиг-раться с хомутами (мужик на 403м у меня в гаражах так и сделал и доволен), а можно ку-пить вкладыши хвостовика и перепрессовать их. Но перепрессованые вкладыши надо раз-ворачивать в размер 33 с чем-то там, не помню. Шестерни, муфты и кольца синхронизаторов у 407го, к сожалению, уникальные, надо искать если с ними чего.

Сборка

Сборка - в обратном порядке. Тут какие тонкости: Блок шестерен надо вставлять в коробку уже с иголками и всей требухой (кольцами и трубкой распорной), а иголки при этом рассыпаются. Один раз мне удалось наклеить их на литол и так все собрать, но это из серии "один раз в жизни получается". В мануале расписан чертеж "монтажной оси" - это короткая ось, ставится внутрь и не высовывается из блока. Но я ее так и не сделал, вы-стругал палку подходящего диаметра и все собралось. Обрати внимание: впереди должна стоять латунная шайба, в нее упирается блок когда его косозубые шестерни выдавливают вперед. Новая шайба и упоры назад тоже есть в ремкомплекте к 412му. Ось вилок в своем исходном виде не может вдавить стопорные шарики в гнезда, она их просто заклинивает. Я подточил один конец, сделал его лопатой такой - все вошло как надо. И снимать, и ставить вторичный вал жутко муторно. Проследи, чтобы зубья шестеренок вала попали на впадины шестерен блока - иначе все заклинит и никуда не вдвинется (это правда легче сказать, но все-таки :) Ну и наконец рекомендация для всех агрегатов - крышки ставятся на герметик, очень хорошая штука для прекращения течи масла.
Материал взят из конференции клуба Москвич-Ретро