Улучшение автомобиля "Москвич"

А. Ф. АНДРОНОВ, Московский завод малолитражных автомобилей

МОСКОВСКИМ заводом малолитражных автомобилей проводится большая работа по дальнейшему улучшению автомобиля "Москвич". До 1952 г. в конструкцию автомобиля были внесены изменения, повышающие его срок службы и эксплуатационные качества. К ним относятся фильтр тонкой очистки масла двигателя, новая коробка перемены передач с управлением, вынесенным на рулевую колонку, новые шины размером 5,00-16", усиление балки переднего моста, повышение долговечности рессор за счет введения дробеструйной обработки листов, улучшение пылезащиты кузова, усиление панели задней части кузова и др.
     Дальнейшие работы велись в следующих направлениях: повышения долговечности; увеличения мощности двигателя; повышения удобства и эксплуатационных качеств автомобили; снижения веса.
     Внедрение в производство большого количества конструктивных и технологических мероприятий в 1952 г. значительно улучшило качества автомобиля и повысило его пробег до капитального ремонта.
     Основным мероприятием, внедренным в 1952 г., является применение в цилиндрах двигателя коротких сухих гильз из легированного чугуна, аналогичных гильзам, установленным в двигателях автомобилей ГАЗ М-20 и ГАЗ-51, и верхних компрессионных колец с пористым хромированием. На рис. 1два поля точек замеров характеризуют износ цилиндров без гильз и с гильзами.
     Как видно из рис. 1, износ цилиндров с гильзами уменьшается вдвое и составляет около 3 мк на 1 тыс. км. Анализ величин износа ряда двигателей, испытанных с гильзами и без гильз на протяжении пробега до 60 тыс. км, показывает, что износ цилиндров в 0,3 мм, близкий к предельной величине, требующей ремонтных операций, у двигателей без гильз определяется пробегом 27-37 тыс. км, а у двигателей с гильзами-не менее 60 тыс. км.
     На рис. 2показаны эпюры износа цилиндров двух двигателей без гильз и с гильзами после пробега 30 тыс. км.
     Для улучшения условий смазки двигателя введен новый маслоприемный фильтр масляного насоса. Новый маслоприемник (рис. 3)представляет собой разборную конструкцию сетчатого фильтра и колокола, исключающую затрудненный забор масла из картера в насос в случае образования на сетке фильтра твердых смолистых отложений, приводящих к "масляному голоданию" двигателя, которые наблюдались при масляном фильтре прежней конструкции.
     Новый водяной насос системы охлаждения (рис. 4) отличается от насоса прежней конструкции применением шариковых подшипников и новым видом уплотнения. Оба мероприятия обеспечивают высокую долговечность насоса, исключающую необходимость его ремонта. Отличительной особенностью уплотнения насоса является работа уплотняющей текстолитовой шайбы по торцу втулки из нержавеющей стали, что предохраняет от коррозии, значительно снижает износ и сохраняет высокую работоспособность корпуса насоса, так как прессовая посадка упорной уплотняющей втулки допускает ее замену.
Для повышения мощности двигателя разработаны новые детали - головка блока, кулачковый вал газораспределения и впускная труба, что должно повысить мощность двигателя примерно до 26 л. с. Внедренная в производство новая головка блока имеет камеру сгорания улучшенной формы и повышенную до 6,2 степень сжатия. Внедренный в производство новый кулачковый вал имеет измененные фазы и улучшенный профиль кулачков, снижающий шумность работы газораспределительного механизма.
    Подготовляемая к производству и подлежащая внедрению новая впускная труба обеспечивает улучшенное наполнение цилиндров двигателя.
     Трехщеточный генератор заменен шунтовым, работающим совместно с реле-регулятором, в связи с чем отпала необходимость изменять регулировку в эксплуатационных условиях и вдвое повысилась долговечность аккумуляторной батареи. Крепление аккумуляторной батареи также изменено. Вместо установки на специальном кронштейне, создававшем затруднения в заправке маслом двигателя, аккумуляторная батарея устанавливается в гнездо, расположенное в панели передней части кузова.
     Для создания жесткости панель имеет усилитель, приваренный с внутренней ее стороны.
    С целью повышения долговечности заднего моста размеры всех подшипников увеличены. Вместо двухрядного подшипника полуоси установлен более работоспособный однорядный (рис. 5). Новые подшипники внедрены без нарушения конструктивной схемы моста.
     На рис. 6показаны редуктор и диференциал заднего моста с новыми подшипниками.
     Для защиты сальника ведущей шестерни от грязи к фланцу карданного вала приварен грязеотражатель.
     На автомобилях наблюдались поломки колена выпускной трубы глушителя из-за провисания длинной выпускной трубы и появлявшихся вследствие этого ударов полуосевой частью балки заднего моста о колено трубы.
     Чтобы устранить поломки выпускной трубы, введено дополнительное эластичное крепление глушителя (рис. 7). Глушитель охватывается хомутом и через резиновую втулку и стяжной болт крепится к кронштейну, приклепанному к основанию кузова.
     Неудобное расположение рычага ручного тормоза, справа от коробки передач, мешало пересаживаться на переднем сиденьи и вынуждало производить регулировку натяжения троса под автомобилем. Новый ручной тормоз (рис. 8), выполненный в виде подвесного рычага, устанавливается слева от колонки руля, что ликвидировало имевшиеся ранее неудобства. Основным достоинством тормоза, кроме надежности действия и удобства, является узел регулировки, не требующий работ под автомобилем. Регулировочный узел, представляющий собой муфту с левой и правой резьбой, расположенна панели передней части кузова, под левой створкой капота.
     В местах входа в оболочки и в направляющую трубу трос защищен от грязи резиновыми чехлами.
     Педали тормоза и сцепления автомобиля имели промасленные бронзографитовые втулки. Опыт эксплуатации показал, что при появлении коррозии на оси педалей их движение становится затрудненным и сопровождается заеданием.
     Для устранения указанных недостатков и повышения долговечности введена система смазки втулок оси педалей тормоза и сцепления, показанная на рис. 9.
     Коренному изменению подверглись пружинные элементы сидений. Вместо отдельных спиральных пружин, применявшихся ранее, устанавливается пружинный каркас с "бесконечным плетением". Пружинные витки этого каркаса сцеплены друг с другом, что снижает удельные нагрузки, уменьшает износ обивки и улучшает комфортабельность сиденья.
     Значительно увеличена долговечность замочных ручек за счет усиления конструкции цилиндрика и стержня.
     Для улучшения защиты от коррозии, кроме грунтовки, основание кузова подвергается окрашиванию глифталевой эмалью.
     Как указывалось выше, одним из направлений работ по улучшению автомобиля являлась работа по снижению его веса. Соблюдение весовой характеристики автомобиля, снижение веса и увеличение мощности двигателя улучшают ходовые качества автомобиля. Соблюдение весовой характеристики и снижение веса определяют экономику производства по затратам материалов.
     С самого начала производства вес автомобиля "Москвич" никогда не превышал заданной величины.
     Однако проводимые заводом работы по повышению прочности и долговечности вызывали увеличение веса. Так, например, введение нового узла - фильтра тонкой очистки масла, усиление балки переднего моста за счет увеличения сечения трубы, дополнительное крепление глушителя, увеличение габаритов подшипников заднего моста, а следовательно, и картера редуктора и наконечников балки моста, внедрение шунтового генератора больших размеров и нового узла - реле регулятора и т. п. - неизбежно увеличивали вес. Для того чтобы сохранить заданную весовую характеристику, проведены мероприятия по снижению веса других узлов автомобиля. Регулярное выборочное взвешивание готовых автомобилей позволило осуществить это. Ошибочно было бы считать эффективными лишь те мероприятия, которые дают значительное уменьшение веса, выраженное в килограммах.
     Опыт работы завода показывает, что снижение веса автомобиля может быть достигнуто, если не пренебрегать небольшим уменьшением веса деталей, выражающимся даже в граммах. Таким путем удалось обеспечить сохранение весовой характеристики автомобиля и даже получить "резерв" веса для дальнейшего намеченного заводом повышения надежности и прочности автомобиля.
     Снижение веса, достигнутое заводом, было получено в результате тщательного анализа конструкции узлов автомобиля. Применение нового каркаса сидений автомобиля снизило вес на 5 кг, уменьшение толщины стенки трубы карданного вала с 2,1 до 1,8 мм - примерно на 600 г, новое крепление аккумуляторной батареи - на 1 кг, применение малогабаритного распределителя зажигания - на 300 г, уменьшение длины кронштейна заднего фонаря, вызванное предохранением его от повреждений, - на 200 г и т. д. Снижению веса автомобиля способствовала правильная наладка сборки кузова, наплавки на его поверхность припоя для выравнивания и рихтования, что значительно сократило расход припоя.
     Наряду с изменением конструкции и размеров деталей снижение веса достигалось пересмотром и унификацией профилей применяемых сталей.
     Эффективность работы по увеличению прочности и снижению веса автомобиля позволила заводу значительно повысить его качество и снизить расход материалов.
     На 1953 г. завод наметил внедрение дальнейших мероприятий по увеличению долговечности автомобиля "Москвич".