Органы управления и контрольно-измерительные приборы

Расположение органов управления автомобилем и контрольно-измерительных приборов показано на фиг. 5.

Педаль сцепления 18, педаль 19 тормоза и рычаг 16 переключения передач размешены в соответствии с общепринятым стандартом. Справа от педали тормоза расположена педаль 20 управления дроссельной заслонкой карбюратора, а слева от педали сцепления — кнопка 17 нижнего переключателя света фар.

На наклонном полу кузова выше педали управления дроссельной заслонкой карбюратора расположена педаль 21 включателя стартера. Рукоятка 15 рычага ручного тормоза помещена под передним щитком слева от рулевой колонки. В центре рулевого колеса 1 установлена кнопка 2 звукового сигнала.

Положения рычага 16 (фиг. 5) при включении различных передач показаны на фиг. 6.

В средней части переднего щитка расположен включатель (замок) 12 зажигания (фиг. 5). Включение зажигания производится поворотом ключа в направлении часовой стрелки до упора.

Под замком зажигания в специальном кронштейне помещена кнопка 11 управления воздушной заслонкой карбюратора. При вытягивании кнопки воздушная заслонка закрывается. Над замком зажигания установлена рукоятка 8 включателя стеклоочистителя. Поворотом этой рукоятки из положения ВЫК (выключен) в положение ВКЛ (включен), по направлению против часовой стрелки, стеклоочиститель приводится в действие и его щетки 4 совершают дуговое движение по ветровому стеклу.

Для контроля заряда (разряда) аккумуляторной батареи служит лампочка 10, имеющая рассеиватель рубинового цвета. При отсутствии заряда генератором батареи нить лампочки накаливается. При включении генератора на заряд батареи нить лампочки перестает светиться. Управление освещением дороги перед автомобилем, а также управление стояночным светом и освещением номерного знака осуществляется центральным переключателем света. Переключатель ползункового типа с кнопкой 13, вынесенной на передний щиток. Кнопку центрального переключателя можно устанавливать в одно из трех положений:

1) кнопка утоплена до упора в передний щиток — все приборы освещения выключены;

2) кнопка вытянута в первое положение — включены свет стоянки в фарах и освещение номерного знака;

3) кнопка вытянута во второе положение (до упора) — включены главный свет фар (нити лампочек дальнего или ближнего света) и освещение номерного знака.

Фиг. 5. Органы управления и контрольно-измерительные приборы:

1 — рулевое колесо: 2 — кнопка звукового сигнала; 3 — крышка вещевого ящика; 4 — щетка стеклоочистителя; 5 — теневой щиток; б — зеркало; 7— комбинация приборов; 8 — рукоятка включателя стеклоочистителя; 9 — спидометр; 10 — контрольная лампочка заряда (разряда) аккумуляторной батареи: 11 - кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора; 12 — включатель зажигания; 13 — кнопка центрального переключателя света; 14 — включатель плафона и освещения шкал приборов; 15 — рукоятка рычага ручного тормоза; 16 — рычаг переключения передач; 17 — кнопка ножного переключателя света фар; 18 — педаль сцепления; 19 — педаль тормоза; 20 — педаль управлений дроссельной заслонкой карбюратора; 21 — педаль включателя стартера.

 

Переключение дальнего света фар на ближний и наоборот производится нажатием ноги на кнопку переключателя 17, расположенного на наклонном полу кузова.

Фиг. 6. Положение рычага переключения передач: 1,2 и 3 - передачи

 

С внутренней стороны переднего щитка установлен переключатель 14 освещения кузова и приборов переднего щитка. Освещение кузова осуществляется плафоном, установленным над левой центральной дверной стойкой (на фиг. 5 плафон не виден).

Приборы переднего щитка освещаются специальной лампочкой, укрепленной в патроне изнутри рамки — держателя приборов.

На переднем щитке кузова перед водителем помещены следующие контрольно-измерительные приборы: комбинация приборов 7, т. е. указатель уровня топлива в баке (верхняя часть шкалы) и манометр давления масла в системе смазки двигателя (нижняя часть шкалы), и спидометр 9, указывающий скорость движения автомобиля и имеющий счетчик пройденного автомобилем пути.

Шкала указателя уровня топлива в баке имеет деления через каждую четверть емкости бака, но цифровых и буквенных обозначений только три: 0 (бак пустой), 1/2 (половина емкости бака) и П (бак полный). Указатель работает только при включенном зажигании и дает правильное показание через 1—2 мин. после включения.

Шкала манометра давления масла имеет деления через 1 кг/см2 с тремя цифровыми обозначениями: 0; 2 и 4 кг/см2. Шкала спидометра имеет деления от нуля до 120 км/час через 10 км/час. Суммарный счетчик пройденного расстояния имеет шесть барабанчиков, на боковой поверхности которых нанесены цифры, видимые в прямоугольное окно, сделанное в шкале. Красные цифры на крайнем правом барабанчике указывают пройденный путь в сотнях метров. После пробега автомобилем 100 тыс. км начинается новый цикл отсчета суммарного счетчика, причем на всех барабанчиках против окна шкалы устанавливаются нули. В шкале прибора под буквами КМ сделано отверстие малого диаметра, закрытое темносиним фильтром. Специальная лампочка, помещенная внутри прибора, освещает фильтр, и отверстие в шкале становится отчетливо видимым. Лампочка автоматически включается при включении дальнего света фар и сигнализирует шоферу о необходимости перехода на ближний свет фар при разъездах с встречным транспортом.

Для защиты глаз шофера от прямых солнечных лучей имеется теневой щиток (козырек) 5, укрепленный на шаровом шарнире.

Для возможности наблюдения за дорогой, находящейся сзади автомобиля, перед шофером над ветровым стеклом шарнирно укреплено зеркало 6.

По краям переднего щитка расположены вещевые ящики. Ящики (свертные, на заклепках) изготовлены из листового водостойкого картона. Мелкие веши могут быть вложены в ящики через отверстия в щитке, закрываемые откидывающимися металлическими крышками 3.