Система охлаждения

Система охлаждения — жидкостная, открытая, с принудительной циркуляцией Циркуляция жидкости осуществляется центробежным насосом 6 (фиг, 29), установленным на левой стороне блока цилиндров и получающим привод трапециевидным ремнем от шкива коленчатого вала. Приводной ремень 8 одновременно служит для передачи движения вентилятору 10, создающему тягу воздуха через радиатор 9. и генератору 11, на валу якоря которого закреплен шкив вентилятора.

Центробежный насос подаст жидкость внутрь рубашки блока цилиндров через дюритовый шланг 5, входной патрубок 4 и водораспределительную трубку 13. Водораспределительная трубка направляет жидкость в первую очередь на газораспределительные каналы и седла выпускных клапанов, а затем к менее нагретым местам: стенкам цилиндров, головке блока и др. Из рубашки блока жидкость через отверстия в верхней плоскости блока поступает в рубашку головки блока цилиндров и из нее через выходной патрубок 2 и дюритовый шланг 1 отводится в верхний бак 15 радиатора. Пройдя через сердцевину 12 радиатора и охладившись, жидкость поступает в нижний бак 14 радиатора и из него через дюритовый шланг 7 подводится снова к насосу.

Для сокращения времени прогрева холодного двигателя при пуске и для автоматического поддержания температуры охлаждающей жидкости в пределах, необходимых для экономичной работы двигателя, в выходном патрубке головки блока установлен термостат 3.

Термостат (фиг. 30) состоит из гофрированного цилиндра 1 (гармошки), заполненного (не на весь объем) спиртом, скобы 2, приклепанной к фланцу 4 и служащей для крепления (припайки) к ней цилиндра 1, тюльпанообразного клапана 5, припаянного К стержню 6, соединенному жестко с верхним торцом цилиндра, и направляющей 7 для стержня клапана. Все детали термостата изготовлены из листовой латуни.

Термостат работает следующим образом. При температуре охлаждающей жидкости ниже 72,5° С клапан 5 закрыт, т. е. прижат к седлу 8, образованному на фланце 4. При этом циркуляции жидкости в системе не происходит, вследствие чего жидкость, находящаяся в рубашке блока и головки, быстро прогревается. По мере прогрева жидкости в рубашке блока до температуры 75 + 2,5° С происходит расширение паров спирта в гофрированном цилиндре, и цилиндр деформируется (высота его увеличивается), клапан 5 постепенно открывается, и жидкость начинает циркулировать через радиатор. При нагреве жидкости до температуры 90 + 2,5° С клапан термостата открывается полностью.

В тарелке клапана сделано отверстие 3 малого диаметра, служащее для выпуска воздуха из рубашки блока цилиндров и из рубашки головки блока при заполнении системы охлаждающей жидкостью.

Водяной насос — центробежного типа, с крыльчаткой, имеющей прямые лопасти. Корпус 15 (фиг. 31) и крышка 19 отлиты из серого чугуна. Между корпусом и крышкой проложена уплотнительная прокладка из картона, пропитанного специальным составом. Крыльчатка 14 отлита из ковкого чугуна.

Фиг. 30. Термостат.

 

Стальной валик 21 крыльчатки установлен в крышке 19 корпуса насоса на двух радиальных шариковых подшипниках 1. Осевая фиксация подшипников осуществляется: на валике втулками 20 и 18 и стопорным кольцом 3, а в крышке корпуса — установочным винтом 22 с гайкой 23.

Крыльчатка 14 закреплена на шейке 8 валика 21 болтом 9, шайбой 11 и пружинной зубчатой шайбой 10. Лыска на шейке 8 служит для предохранения крыльчатки от провертывания на валике.

Валик 21 в крышке корпуса насоса уплотнен самоподвижным сальником, состоящим из резиновой манжеты 6, упорной текстолитовой шайбы 5 и пружины 12. Эта пружина прижимает манжету к шайбе, а шайбу к торцу втулки 16.

Усилие пружины 12 передается буртику манжеты через латунную обойму 13. Манжета упирается в торец крыльчатки через латунное кольцо 7.

Втулка 16, изготовленная из нержавеющей стали или специального чугуна, запрессована в отверстие торца крышки 19, предназначенное для валика.

Для удобства сборки деталей самоподжимного сальника в гнезде ступицы крыльчатки имеется пружинное стопорное кольцо 4, входящее в кольцевой паз ступицы.

Шариковые подшипники валика крыльчатки предохранены от. воды, которая может просачиваться через сальник в крышку корпуса насоса, сточным отверстием 17. Подшипники смазываются консистентной смазкой, набиваемой в крышку корпуса насоса шприцем через прессмасленку 2. Сбоку крышки корпуса насоса имеется контрольное отверстие для выхода смазки.

Насос прикреплен к блоку цилиндров тремя болтами, проходящими через отверстия в приливах корпуса и крышки насоса.

Приводной шкив, отлитый из серого чугуна, напрессован на вал крыльчатки.

Фиг. 31. Водяной насос.

 

Вентилятор — двухлопастный. Обе лопасти вентилятора отштампованы за одно целое из листовой стали и прикреплены болтами к приводному шкиву вала якоря генератора. Для того чтобы концы лопастей вентилятора были видимы при вращении, они окрашены в белый цвет, что предупреждает повреждение рук при выполнении регулировок на работающем двигателе.

Радиатор — пластинчатый. К сердцевине 13 (фиг. 32) радиатора, состоящей из спаянных вместе гофрированных пластин, припаяны верхний 14 и нижний 12 штампованные баки. Пластины и баки радиатора изготовлены из листовой латуни.

Фиг. 32. Радиатор.

 

Сердцевина с припаянными к ней баками охвачена каркасной рамкой 4, штампованной из листовой стали. К нижней части рамки приварен кронштейн 11 из полосовой стали, которым радиатор через амортизирующую резиновую подушку 9 прикреплен болтом 8 с распорной втулкой 10 и гайкой к кронштейну на балке (трубе) передней оси.

Б верхней части каркасной рамки имеются отверстия для болтов крепления радиатора к его облицовке.

Наполнительная горловина 3 радиатора расположена с левой стороны верхнего бака и закрыта пробкой 2 через резиновую прокладку.

В паросборный колпак, 1 верхнего бака впаяна пароотводная трубка 7, расположенная перед лобовой поверхностью радиатора. На наружный конец пароотводной трубки надета предохранительная резиновая трубка 6. Для выпуска охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя служит краник 5, корпус которого ввернут в отводной патрубок нижнего бака радиатора.

Уход за системой охлаждения

Уход за системой охлаждения заключается в следующем:

поддержание нормального уровня охлаждающей жидкости в радиаторе;

проверка и устранение подтекания жидкости;

проверка и регулирование натяжения приводного ремня вентилятора;

смазка шарикоподшипников валика крыльчатки водяного насоса;

периодическая проверка работы термостата;

промывка системы для удаления накипи, ржавчины и осадков.

В систему охлаждения нужно заливать только чистую воду, возможно менее жесткую, например дождевую. Уровень воды в радиаторе должен быть всегда на 3 см ниже края наполнительного отверстия горловины радиатора.

Для предупреждения усиленного образования накипи на внутренних поверхностях рубашек блока и головки, а также и сердцевины радиатора воду в системе охлаждения часто менять не следует.

При испарении воды или наличии утечек ее надо пополнять как можно чаще. При значительной убыли воды никогда не следует доливать холодную воду в горячий двигатель, так как это может вызвать появление трещин в блоке или головке цилиндров. При горячем двигателе следует или доливать горячую воду, или подождать, пока двигатель остынет.

Ежедневно перед выездом автомобиля нужно проверять, не подтекает ли охлаждающая жидкость из-под дюритовых шлангов радиатора и водяного насоса, из-под уплотнительных прокладок патрубков, в спаянных швах радиатора и т. п.

При обнаружении течи охлаждающей жидкости из-под дюритовых шлангов их хомутики подтягивают поворотом соединительной шпильки с помощью бородка, специально изогнутого стержня или отвертки.

Течь охлаждающей жидкости через фланцы соединительных патрубков устраняют подтяжкой соответствующих болтов или сменой поврежденных прокладок. При наличии значительной течи в спаянных швах радиатора последний должен быть направлен в ремонт.

Течь легче обнаружить на холодном двигателе, так как при прогретой системе охлаждения вытекающая жидкость может, испаряться, и незначительные течи оказываются незаметными.

Натяжение ремня привода вентилятора — водяного насоса нужно проверять перед каждым выездом автомобиля. Следует помнить, что слабое натяжение ремня вызывает его пробуксовку, перегрев двигателя и недостаточную зарядку аккумуляторной батареи. Сильное натяжение приводит к быстрому износу ремня и преждевременному износу переднего подшипника вала крыльчатки насоса и переднего подшипника вала якоря генератора.

Для регулировки натяжения ремня необходимо:

отпустить гайки болтов 1 (фиг. 33), крепящих генератор на его кронштейне;

отпустить гайку болта 2 шарнирного соединения передней крышки генератора и регулировочной планки 4;

отпустить болт 3, фиксирующий положение регулировочной планки 4 на головке блока;

отрегулировать натяжение ремня, перемещая генератор по направлению часовой стрелки (если смотреть от радиатора) для натяжения ремня и в противоположном направлении — для ослабления ремня;

установить генератор в такое положение, при котором прогиб ветви ремня, расположенной между шкивами водяного насоса и генератора, будет равен 15 мм; прогиб надо измерять по середине ветви, не сильно нажимая на нее большим пальцем;

затянуть болт 3 и проверить натяжение ремня;

затянуть гайки болтов 1 крепления генератора к кронштейну и болта 2 крепления к планке 4.

Фиг. 33 Проверка натяжения приводного ремня вентилятора и водного насоса.

 

Необходимо указать на недопустимость исправления неточности регулировки натяжения приводного ремня путем перемещения корпуса генератора ломиком, ключом и т. п. (используя их в качестве рычага) при затянутых болтах крепления генератора и регулировочной планки.

При эксплуатации автомобиля следует предохранять ремень от масла, так как оно разрушает резину ремня и, кроме того, вызывает его пробуксовку.

Уход за водяным насосом в эксплуатации заключается только в смазке шариковых подшипников валика крыльчатки, что необходимо делать после каждой 1000 км пробега автомобиля. Для смазки нужно применять консистентную смазку 1-13 или консталин марки УТ-1. Эти смазки являются тугоплавкими и хорошо сопротивляются действию горячей воды, т. е. не вымываются из подшипников и не загрязняют охлаждающую жидкость.

Смазку следует набивать во внутреннюю полость крышки корпуса насоса шприцем через прессмасленку до тех пор, пока смазка появится в контрольном отверстии, сделанном сбоку крышки корпуса насоса. После того как смазка показалась в контрольном отверстии, не следует продолжать набивать смазку, так как это ведет к резкому повышению давления в полости крышки насоса и к возможному при этом повреждению (или выталкиванию) сальников шарикоподшипников. В последнем случае смазка будет выдавлена через сальник переднего подшипника на ступицу приводного шкива и в дальнейшем при работе двигателя будет сбрасываться со шкива центробежной силой, загрязняя двигатель.

Как упоминалось при описании устройства водяного насоса, внизу крышки его корпуса имеется сточное отверстие 17 (см. фиг. 31) для выхода охлаждающей жидкости в случае пропуска ее сальником. Сточное отверстие нельзя закрывать или замазывать, заклеивать и т. п., так как в этом случае охлаждающая жидкость проникнет к шарикоподшипникам, что нарушит смазку и может вызвать повреждение подшипников.

Периодически (не чаще 2 раз в год), а также при всякой разборке двигателя или при снятии головки блока цилиндров необходимо вынимать и проверять термостат.

Чтобы вынуть термостат, сначала нужно разъединить дюритовый шланг и водяной патрубок головки, вывернуть болты, крепящие патрубок к головке, и снять патрубок.

Если клапан термостата остается открытым при комнатной температуре, то это указывает на неисправность термостата и необходимость его замены.

При осмотре и проверке термостата необходимо обращать внимание на чистоту отверстия, имеющегося в головке клапана и служащего для выпуска воздуха из водяной рубашки блока цилиндров при заполнении ее охлаждающей жидкостью, а также на чистоту щелей (промежутков) между гофрами цилиндра (гармошки) термостата. Накипь и налет грязи следует удалить деревянной палочкой, заточенной под лопатку, и затем промыть отверстие и щели сильной струей воды.

Для проверки термостата определяют температуру начала открытия, полного открытия и полного закрытия его клапана. Очищенный от накипи термостат вкладывают в отверстие изогнутой пластины 1 (фиг. 34) и вместе с термометром 2, вставленным в пластину на резиновой пробке 3, помещают в сосуд 4 с водой.

Сосуд 4 устанавливают на электроплитку или подогревают пламенем газовой горелки. Чтобы исключить передачу тепла к термостату через стенки сосуда (если он металлический) и пластину, под фланец термостата нужно подложить текстолитовое или асбестовое теплоизолирующее кольцо. Уровень воды в сосуде должен быть таким, чтобы гофрированный цилиндр термостата был полностью погружен в воду.

Фиг. 34. Проверка исправности работы термостата.

 

Постепенно подогревая воду в сосуде, наблюдают за клапаном термостата. Если термостат исправен, то начало открытия клапана, определяемое по наличию между головкой клапана и его седлом зазора, равного 0,2—0,3 мм, должно произойти при температуре 75 + 2,5°.

Полное открытие клапана (на высоту 8—9 мм от седла) должно происходить при температуре воды 90 + 2,5°. При охлаждении термостата клапан должен полностью закрыться при температуре 70 + 2,5°.

Термостат, не удовлетворяющий указанным выше требованиям, неисправен и должен быть заменен новым.

При установке на место следует сначала вложить в гнездо выходного водяного патрубка термостат, а затем поставить его опорное кольцо так, чтобы отогнутые язычки кольца были обращены в сторону фланца термостата.

В случае систематического использования для заправки системы охлаждения двигателя жесткой воды, содержащей растворенные минеральные соли (кальция и магния), обусловливающие выпадение осадка, происходит отложение накипи на стенках водяных рубашек блока и головки цилиндров, а также в водяных протоках радиатора Накипь имеет плохую теплопроводность, из-за чего отвод пепла из цилиндров в охлаждающую воду и далее от воды в воздух ухудшается, и двигатель перегревается,

В тех случаях, когда имеется полная уверенность, что перегрев двигателя и частое кипение воды в радиаторе происходит из-за чрезмерного отложения накипи, ее следует удалить промывкой радиатора, водяных рубашек головки и блока цилиндров.

Однако нужно помнить, что накипь плотно закрывает мелкие трещины или другие повреждения в спаянных швах сердцевины радиатора, его баков и патрубков, которые могут образоваться из-за вибрации и тряски радиатора во время длительной эксплуатации автомобиля. В таком радиаторе после промывки его раствором указанного ниже состава может появиться незначительное подтекание охлаждающей жидкости в спаянных швах. Поэтому систему охлаждения двигателя для удаления накипи следует промывать только в случае действительной необходимости.

Для промывки системы охлаждения рекомендуется применять раствор следующего состава (в г на 10 л воды):

едкий натр (каустическая сода) 750—800 керосин 150

Систему охлаждения нужно промывать в следующем порядке.

Спустить воду из системы охлаждения, для чего открыть краник, находящийся в патрубке нижнего бака радиатора.

Вынуть термостат, заполнить систему охлаждения заранее приготовленным раствором и оставить его в системе на 10—12 час. (на ночь).

Спустя 10—12 час. пустить двигатель и дать ему поработать 15 мин. на малых оборотах холостого хода.

Открыть спускной краник и пробку горловины радиатора и пропускать через систему охлаждения чистую воду в течение 5—10 мин. при работающем двигателе (до тех пор, пока весь раствор полностью не выльется). Если спускной краник засоряется осадками из раствора, то краник нужно прочищать проволокой, а для полного спуска раствора из системы следует разъединить дюритовый шланг и патрубок нижнего бака радиатора.

Разъединить дюритовый шланг и патрубок верхнего бака радиатора и промыть радиатор струей чистой воды, впуская ее в нижний патрубок, а выпуская через верхний.

Промыть струей чистой воды водяные рубашки головки и блока цилиндров, предварительно сняв входной водяной патрубок блока и водораспределительную трубку. Воду надо впускать в водяные рубашки двигателя через верхний водяной патрубок.

Установить на место термостат, водораспределительную трубку (выходные окна трубки должны быть расположены горизонтально), входной водяной патрубок блока, присоединить дюритовые шланги к патрубкам радиатора и блока, закрыть спускной краник и заполнить систему водой или антифризом.

Указанный выше раствор при точном соблюдении порядка промывки не оказывает вредного воздействия (коррозии) на детали системы охлаждения.

При обнаружении в воде системы охлаждения значительного количества ржавчины следует промывать радиатор и водяные рубашки головки и блока цилиндров двигателя только чистой водой.

При эксплуатации автомобиля по пыльным и грязным дорогам происходит засорение воздушных проходов радиатора, вследствие чего уменьшается или совсем прерывается поток воздуха, и двигатель перегревается. Поэтому забитый пылью и грязью радиатор необходимо промывать слабой струей воды из шланга и затем продуть сжатым воздухом, направляя его на радиатор со стороны двигателя