Уход за системой смазки

Уход за системой смазки заключается в проверке качества и поддержания уровня масла в картере, периодической и сезонной сменах масла, проверке состояния и работы фильтра тонкой очистки и смене его фильтрующего элемента, проверке плотности соединений маслопроводов, прокладок, сальников и в подтяжке соединений.

Для смазки двигателя нужно применять масла только тех сортов, которые указаны в таблице и карте смазки автомобиля.

Необходимо помнить, что смешивание масел различных сортов может привести к ухудшению смазочных свойств смеси. Поэтому при доливке масла в двигатель следует применять масло того же сорта, какое было залито в картер ранге.

Не рекомендуется применять масло (даже высокого качества) не зная его характеристики. В частности, масло марки МК, обладающее высокой вязкостью, совершенно не пригодно для технически исправного (неизношенного) двигателя.

Недопустимо также применение чистого касторового масла или его смесь с минеральными маслами.

При работе двигателя на этилированном бензине нельзя пользоваться дизельным маслом, содержащим специальные присадки, так как при этом возможно выпадение присадки (о виде липкого осадка) и выход двигателя из строя.

Во время работы двигателя масло частично сгорает, а оставшееся в картере масло загрязняется механическими примесями (нагаром, частицами металла, минеральной пылью) и разжижается конденсатом топлива. Кроме того, под действием кислорода воздуха высокой температуры и давления в цилиндре масло окисляется и в кем образуются смолы и кислоты.

Таким образом, при эксплуатации автомобиля не только уменьшается количество масла в картере двигателя, но и ухудшаются его смазочные свойства. Поэтому необходимо ежедневно перед выездом из гаража (в пути при поездках на большие расстояния) контролировать количество масла в картере и пополнять его, а также периодически менять масло.

Фиг. 40. Маслоизмерительный стержень и его положение в картере двигателя.

 

Масло заливают в картер через горловину масло-наполнительного патрубка, находящуюся с левой стороны двигателя. Наливать масло следует через воронку с сеткой или из специальной кружки с сеткой в носике.

Уровень масла в картере контролируют маслоиз-мерительным стержнем, находящимся около маслонаполнительного патрубка (фиг. 40).

На стержне нанесены две черты (метки) и стрел-ки с надписями: у верхней— Полно и у нижней — Долей.

Уровень масла необходимо проверять до пуска двигателя или после остановки его через некоторое время, достаточное для стенания масла. При проверке автомобиль должен быть установлен на горизонтальной плошадке.

Для того чтобы получить правильное представление об уровне масла в картере, необходимо, вынув маслоиз-мерительный стержень из картера, протереть его чистой тряпкой, опустить стержень в картер, снова вынуть и только после этого контролировать положение масляной пленки по отношению к меткам.

Не следует заливать масло выше верхней метки, так как при наличии излишнего количества масла происходит забрасывание свечей, пригорание поршневых колец, образование нагара в головке блока цилиндров, на клапанах и днищах поршней. В таких условиях двигатель работает с перебоями и перегревается. Кроме того часть масла будет выбрасываться через горловину маслонаполнительного патрубка, загрязняя двигатель.

При понижении уровня масла до нижней метки стержня дальнейшее движение автомобиля недопустимо, так как недостаток смазки может привести к повышенному износу, перегреву, заеданию или выплавлению подшипников.

Во время эксплуатации автомобиля нужно стремиться поддерживать уровень масла в картере двигателя вблизи верхней метки маслоизмерительного стержня.

При вполне исправном двигателе, снабженном фильтром тонкой очистки, менять масло в картере можно через 2000 км пробега автомобиля.

Необходимость замены масла в картере двигателя определяют по внешним признакам: темному цвету, степени прозрачности, резкому запаху бензина и сильному разжижению.

Степень загрязнения масла механическими примесями определяют по его потемнению и ухудшению прозрачности. Если сквозь пленку масла на конце маслоизмерительного стержня надписи и метки не видны или видны плохо, то это указывает на негодность масла и необходимость его замены.

Содержание бензина в масле определяют по степени разжижения масла, для чего пользуются специальным прибором — вискозиметром.

Простейший вискозиметр может быть легко изготовлен водителем автомобиля.

Масло рекомендуется сливать из картера прогретого двигателя сразу же после возвращения из поездки. При этом масло быстро вытекает через спускное отверстие картера. Одновременно следует слить отстой из корпуса масляного фильтра через отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 1 (фиг. 37).

После выпуска масла из картера следует промыть систему смазки двигателя. Для этого завертывают пробки спускных отверстий картера и корпуса фильтра и заливают в картер 1,5—2,0 л масла веретенного 2 (желательно подогретого до 30—40°) или применяемого для двигателя зимнего масла, предварительно разбавленного 10% керосина.

Залив в картер промывочное масло, вывертывают свечи и быстро вращают коленчатый вал двигателя стартером или пусковой рукояткой в течение 1—2 мин. Посте этого сливают промывочное масло из картера-двигателя и из корпуса фильтра тонкой очистки, устанавливают на место резьбовые пробки и свечи и заливают в картер 3,3 л чистого масла.

Масло заливают до верхней метки маслоизмерительного стержня, пускают двигатель и, дав ему поработать некоторое время (до полного прогрева масла), останавливают. По истечении времени, необходимого для стенания разбрызганного масла со стенок картера (примерно 5 мин.), измеряют уровень масла. Если масло было залито до верхней контрольной метки маслоизмерительного стержня, то после заполнения корпуса фильтра маслом уровень масла в картере понизится. В этом случае необходимо долить масло до верхней контрольной метки маслоизмерительного стержня.

Если в картер двигателя заливают чистое масло того же сорта, что и слитое (отработанное), причем сливное масло было прозрачным, можно не промывать картер двигателя.

По мере работы двигателя фильтрующий элемент фильтра постепенно забивается отложениями из масла, и когда эти отложения заполняют весь фильтрующий элемент (зазоры между пластинами и прокладками и канавки прокладок), он должен быть заменен новым.

В условиях нормальной эксплуатации автомобиля фильтрующий элемент фильтра обычно заменяют после пробега 6000— 7000 км. Срок службы фильтрующего элемента может изменяться в зависимости от состояния двигателя, теплового режима его работы, внешних условий эксплуатации автомобиля, качества применяемых топливо-смазочных материалов и, наконец, качества самого фильтрующего элемента.

При исправной работе фильтрующего элемента цвет масла в картере двигателя почти не отличается от цвета свежего масла. По мере засорения элемента отложениями цвет масла темнеет, а прозрачность масла уменьшается. Когда фильтрующий элемент забивается отложениями полностью, то масло в картере становится почти черного цвета,

Таким образом, цвет и прозрачность масла в картере являются показателями качества работы фильтрующего элемента. Этими показателями нужно пользоваться для уточнения срока смены фильтрующего элемента.

Смену фильтрующего элемента желательно приурочивать к очередной смене масла в картере двигателя.

Заменять фильтрующий элемент нужно только на прогретом двигателе в следующем порядке.

Выпустить отстой из корпуса фильтра, вывернув пробку 1 (см. фиг. 37).

Отвернуть гайку 3 крышки 4 корпуса фильтра и снять крышку. Для отвертывания гайки пользоваться гаечным ключом 30 мм.

Вынуть загрязненный фильтрующий элемент из корпуса фильтра, пользуясь проволочной ручкой, имеющейся на элементе.

Снять пружину с центральной трубки корпуса фильтра.

Протереть насухо изнутри корпус фильтра, а в случае сильного его загрязнения предварительно промыть бензином или керосином, слить бензин (керосин) и поставить на место резьбовую пробку. При необходимости промывки корпуса фильтра следует предварительно отсоединить от корпуса маслопроводы, чтобы предотвратить попадание бензина в картер двигателя.

Надеть пружину на центральную трубку корпуса.

Смочить в масле, применяемом для двигателя, новый фильтрующий элемент и поставить его в корпус фильтра ручкой кверху.

Закрыть корпус крышкой 4 и завернуть гайку 3. Во избежание появления течи масла из-под крышки ее следует ставить в то же положение, в котором она стояла до снятия. Для облегчения такой установки надо предварительно сделать метки (риски) на крышке и на корпусе фильтра.

Гайку 3 крышки не следует затягивать слишком сильно, так как при чрезмерной затяжке может быть повреждена паронитовая прокладка 19 (см. фиг. 38), а также деформированы крышка и нижняя часть корпуса фильтра.

Пустить двигатель и проверить, нет ли подтекания масла в соединении маслопроводов, из-под прокладки под крышкой и шайбы под гайкой крышки, а также через спускную пробку. При обнаружении течи подтянуть соответствующие соединения и, если нужно, заменить прокладку (шайбу).

После проверки и при отсутствии течи остановить двигатель и долить масло в картер до нормального уровня по маслоизмерительному стержню.

Периодически, но не реже чем при каждой смене фильтрующего элемента, рекомендуется снимать и продувать (или прожигать) трубку, отводящую отфильтрованное масло из корпуса фильтра в картер двигателя.

Эксплуатация двигателя без фильтрующего элемента в корпусе фильтра не допускается. При отсутствии запасного сменного фильтрующего элемента типа АСФО-3 в качестве крайней меры можно восстановить загрязненный фильтрующий элемент.

Для этого вынутый из корпуса фильтра элемент помещают на 3 часа в ванну с керосином. Затем деревянной лопаточкой очищают элемент снаружи от отложений и разбирают его. Далее, очищают лопаточкой каждую пластику и канавки на перемычках каждой прокладки от осадков (фиг. 41) и промывают картонные детали в керосине. Промытые детали протирают чистыми концами.

Прочистив тонкой проволокой отверстия, имеющиеся в верхней металлической крышке элемента, собирают фильтрующий элемент. Картонные детали элемента удобно собирать, пользуясь деревянным трехгранным стержнем. Сечение стержня должно иметь форму равностороннего треугольника со стороной, равной 20 мм.

Ежедневно перед выездом необходимо подтягивать гайку болта 2 (см. фиг. 37) крепления генератора к кронштейну, служащего одновременно третьей точкой крепления корпуса фильтра. Следует помнить, что ослабление этого крепления фильтра неизбежно приведет к вибрациям и поломкам соединений маслопроводов.

Периодически при разборках двигателя или при снятии масляного картера для осмотра и проверки коренных подшипников следует промывать фильтрующую сетку маслоприемиика насоса. Для этого надо отвернуть винт 15 (см. фиг. 3G), крепящий колпак и сетку к крышке масляного насоса. После промывки сетку обдувают сжатым воздухом.

При установке масляного картера на место для предупреждения подтекании масла в стыках между фланцем картера и блоком цилиндров порядок операций должен быть следующий:

1)ввернуть четыре установочных штифта в резьбовые отверстия блока цилиндров, соответствующие отверстиям 12, 13, 14 и 15 (см. фиг. 42) масляного картера;

Фиг, 41. Очистка картонных деталей фильтрующего элемента от отложений:

а — счистка пластины: 6 — очистка канавки на перемычке прокладки.

 надеть масляный картер с приклеенными к его фланцу пробковыми прокладками на установочные штифты, вставить и слегка завернуть одиннадцать крепежных винтов;

завернуть до отказа винты в последовательности, указанной цифрами на фиг. 42;

вывернуть установочные штифты, установить на их место крепежные винты и затянуть до отказа.

В случае повреждения пробковой прокладки она должна быть заменена. При этом все части новой прокладки следует приклеивать бакелитовым лаком к фланцу масляного картера и к блоку цилиндров. Перед приклеиванием прокладок соответствующие металлические поверхности должны быть тщательно зачищены.

При работе двигателя необходимо постоянно наблюдать за показаниями масляного манометра. Давление в системе смазки прогретого двигателя должно быть в пределах 2,0—3,5 кг/см2 при скорости движения автомобиля (па прямой передаче) 40—50 км/час. При этих же условиях движения, но в холодную погоду, давление может повыситься до 4,0 кг/см2, что допустимо. Соответственно в жаркую погоду давление масла может снизиться до 1,0 кг/см2.

Падение давления ниже 0,8 кг/см2 указывает на неисправность системы или чрезмерное разжижение смазки. В этом случае двигатель должен быть немедленно остановлен во избежание его повреждений.

Фиг. 42. Последовательность затяжки винтов крепления масляного картера к блоку цилиндров.

 

Редукционный клапан масляной системы регулируют на заводе. Разборка и регулировка его в условиях эксплуатации категорически запрещаются.