Система питания

Система питания состоит из бака для бензина с поплавком и реостатом (датчиком) указателя уровня бензина, бензинового насоса, карбюратора, воздухоочистителя, впускного трубопровода, бензопроводов, системы привода управления дроссельной и воздушной заслонками карбюратора, выпускного трубопровода и глушителя.

Бензиновый бак

Бензиновый бак (фиг. 43) емкостью 31 л установлен в задней части днища кузова и состоит из двух сваренных частей 1 и 3 (корпуса и крышки), штампованных из листовой освинцованной стали.

Наполнительная горловина 4 бака снабжена съемным сетчатым фильтром 5. В месте прохода через боковую панель кузова горловина уплотнена манжетой из резины. В днище бака установлена спускная пробка. Бак прикреплен восемью болтами к днищу кузова с помощью фланца, образованного отбортовками корпуса и крышки.

Между фланцем бака и днищем кузова проложена уплотнительная прокладка 2.

Пробка 7 с уплотнительной прокладкой установлена на наполнительной горловине; цепочка 6 предохраняет пробку от утери.

Датчик указателя уровня бензина вставлен в отверстие в верхней части бака и прикреплен к ней пятью винтами. Между фланцем корпуса датчика и верхней частью бака проложена пробковая прокладка.

Датчик (фиг. 44) состоит из корпуса 2 с реостатом, длинного рычага 8 из стальной проволоки и пробкового поплавка 9, укрепленного на рычаге 8. Свободный конец рычага 8 жестко соединен с валиком 7, свободно вращающимся в отверстии корпуса 2. На валик 7 напрессована втулка 1 с припаянными к ней двумя бронзовыми пружинящими ползунками 3.

Фиг. 43. Бензиновый бак.

 

Верхние концы ползунков 3, имеющие сферические поверхности (контакты), охватывают с противоположных сторон нихромовую проволоку, намотанную на сердечник реостата 4. Реостат установлен в гнездах корпуса 2, Один конец обмотки соединен с корпусом датчика и через него с массой автомобиля. Другой конец обмотки выведен на клеммовый болт 6, изолированный от корпуса 2 датчика. Внутренняя полость корпуса датчика закрыта крышкой 5, привернутой тремя винтами.

Поплавок 9 плавает на поверхности бензина и в зависимости от изменения его уровня занимает различные положения. Происходящий при этом поворот валика 7 вызывает перемещение ползунков 3, контакты которых скользят по обмотке реостата 4. Изменение сопротивления в электрической цепи, соединяющей датчик с указателем (помешенным в комбинации приборов) уровня бензина в баке, изменяет силу тока, питающего указатель, и сопровождается соответствующие отклонением стрелки на шкале прибора.

Бензиновый насос

Фиг. 44. Датчик указателя уровня бензина в баке.

 

Подача бензина из бака к карбюратору производится насосом диафрагменного типа, установленным с правой стороны двигателя и приводимым в действие эксцентриком распределителыного вала. Дифрагма 17 (фиг. 45) состоит из четырех слоев хлопчатобумажной ткани, пропитанной бензостойким составом, и закреплена на штоке 13 опорными шайбами и гайками. По периферии диафрагма зажата между фланцами головки 19 и корпуса 18, стянутыми шестью винтами 20. Головка и корпус насоса отлиты под давлением из цинкового сплава.

Насос работает следующим образом. При каждом обороте распределительного вала эксцентрик 26 приподнимает конец рычага 7. Последний, поворачиваясь на оси 5, нажимает на выступ Б короткого плеча рычага 10, перемещая вниз шток 13 и связанную с ним диафрагму 17. Пружина 16 диафрагмы при этом сжимается. При нисходящем движении диафрагмы в полости насоса над диафрагмой возникает разрежение и она заполняется бензином, поступающим под атмосферным давлением из бака через входной штуцер 28, отстойник 2, сетчатый фильтр 1 и впускной текстолитовый клапан 21. Выпускной клапан 4 при этом остается закрытым. Когда эксцентрик 26 перестает нажимать на рычаг 7, последний, оставаясь в контакте с эксцентриком под действием пружины 6, освобождает рычаг 10 и связанную с ним через шток 13 диафрагму. Под действием усилия ранее сжатой пружины 16 диафрагма перемещается вверх, создавая в полости над диафрагмой давление бензина. При этом впускной клапан закрывается, а выпускной открывается, пропуская бензин через выходной штуцер 27 к карбюратору.

Количество бензина, подаваемого насосом, непостоянно и зависит от расхода его двигателем. Меняющийся расход бензина вызывает некоторое колебание его уровня в поплавковой камере и,

Фиг. 45. Бензиновый насос.

 

следовательно, изменение запорного усилия игольчатого клапана поплавка. Поэтому в трубопроводе, соединяющем насос с карбюратором, создается противодавление бензина тем большее, чем меньше приоткрыт игольчатый клапан, т. е. чем меньше расход бензина двигателем. Вследствие противодавления диафрагма может перемещаться вверх только на часть своего полного хода соответствующую расходу бензина двигателем в данный момент. Практически это означает, что рычаг 7 совершает часть перемещения вхолостую, нажимая на выступ рычага 10 только в конце хода. Так как подача бензина происходит под действием только усилия пружины 16, характеристика се при изготовлении должна быть подобрана такой, чтобы не происходило переполнения карбюратора при малых расходах бензина двигателем.

Для предупреждения попадания бензина в картер и разжижения в нем масла, возможного при повреждении диафрагмы, под пружину 16 поставлен держатель 5 с двумя уплотнительными кожаными кольцами 11 и 12, опирающимися на шайбу 14. При повреждении диафрагмы бензин вытекает наружу через четыре сточных отверстия 15.

Бензиновый насос снабжен рычагом 25 для ручной подкачки

бензина в карбюратор. Этим рычагом пользуются для заполнения карбюратора бензином после чистки фильтра бензинового насоса и карбюратора, после ночной стоянки автомобиля па открытом воздухе или в неотапливаемом гараже, особенно в зимнее время, а также перед пуском двигателя после продолжительной (трое суток и более) стоянки автомобиля.

Ось 24 рычага уплотнена в -отверстиях корпуса насоса двумя кольцами 23 из маслоупорной резины.

При покачивании рычага его ось 24 гранью 9 своего среза нажимает на верхнее ребро рычага 10 и перемещает этим шток 13 и диафрагму 17 вниз.

Действие диафрагмы насоса при подкачивании бензина вручную ощущается до полного заполнения поплавкозой камеры карбюратора. Если действие диафрагмы не ощущается при первом же качании рычага, то необходимо провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя примерно на один оборот, чтобы вывести диафрагму из крайнего нижнего положения.

После подкачивания бензина рычаг 25 должен быть оставлен в вертикальном положении; при всяком другом положении рычага насос выключается из работы, и подача топлива прекращается.

Производительность (подача) бензонасоса при 1700 об/мин распределительного вала составляет не менее 40 л/час. Давление бензина, создаваемое насосом, при отсутствии подачи (т. е. при закрытом игольчатом клапане поплавка) составляет 114—152 мм рт. ст. (0,155—0,207 кг/см2). Соответственно разрежение на всасывании — 300 мм рт. ст. (0,409 кг/см2).