Независимо от характера неисправности внешними признаками ненормальностей в работе системы зажигания являются перебои в зажигании и затрудненный пуск, а иногда и невозможность пуска двигателя.
Исправность работы системы зажигания в целом, определяемая состоянием первичной и вторичной цепей, может быть достаточно точно проверена по величине и цвету искры, проскакивающей с конца провода тока высокого напряжения (от катушки зажигания) на массу в момент размыкания контактов прерывателя.
Наблюдать искру следует в темном или слабоосвещенном месте при вращении коленчатого вала двигателя стартером.
Если искра имеет белый цвет с голубым оттенком и пробивает без перебоев искровой промежуток между проводом и массой длиной 6—7 мм, система зажигания исправна.
Если искра имеет фиолетовый цвет или почти бесцветна и не пробивает искрового промежутка длиной 6—7 мм (или пробивает с перебоями), то повреждена вторичная цепь системы зажигания.
Если искра желтоватого цвета и не пробивает указанного промежутка, то поврежден конденсатор (пробой или отсоединение проводника).
Неисправности распределителя зажигания могут быть следующие:
обгорание, износ или загрязнение (замасливание) контактов прерывателя;
нарушение нормального зазора между контактами прерывателя;
повреждение конденсатора и отсоединение его проводника;
износ текстолитовой пяты молоточка;
нарушение работы центробежного регулятора опережения зажигания;
износ втулок валика распределителя;
обгорание пли загрязнение пластины ротора и контактов крышки распределителя;
образование трещин па роторе или крышке распределителя;
нарушение правильности установки зажигания.
Для устранения перечисленных неисправностей особых пояснений не требуется; многие из них могут быть предупреждены при правильном уходе за распределителем.
Неисправности катушки зажигания заключаются в перегорании ее первичной обмотки и в пробое изоляции вторичной обмотки. В обоих случаях катушка должна быть заменена.
Для предупреждения перегорания первичной обмотки катушки не следует оставлять включенным зажигание при неработающем двигателе.
Пробой изоляции вторичной обмотки может произойти из-за повреждения (внутреннего обрыва) в проводе высокого напряжения или неплотного его присоединения к свечам, клеммам крышки распределителя или к клеммам крышки катушки зажигания.
Неисправности свечей зажигания обычно бывают следующие:
обгорание электродов и нарушение нормального зазора между ними;
замыкание искрового промежутка нагаром или замасливание его;
загрязнение юбочки изолятора толстым слоем нагара;
повреждение (трещины или отколы) изолятора.
Перечисленные неисправности в работе свечей являются следствием: повышенного износа цилиндропоршневой группы деталей двигателя, повышенного уровня масла в картере, работы двигателя на переобогащенной смеси и неаккуратного обращения со свечами.
Следует отметить, что замасливание свечей происходит в основном при пуске двигателя, а также при работе сто на холостом ходу или малых нагрузках.
Неисправную свечу зажигания легко можно обнаружить па не-прогретом двигателе. Корпус неработающей свечи па ощупь заметно холоднее, чем корпус исправной свечи. Холодную свечу нужно вывернуть из цилиндра и осмотреть. Если свеча не работала, то се внутренние поверхности окажутся смоченными маслом и конденсатом бензина. На внутренних поверхностях свечи, работающей с перебоями, будет слегка влажный нагар. Внутренняя поверхность исправной свечи сухая.
Если двигатель длительно работал под нагрузкой, он сильно нагревается, и определить неработающую свечу на ощупь значительно труднее, а иногда и невозможно. В таком случае неисправная свеча зажигания может быть обнаружена путем поочередного замыкания центральных электродов свечей на массу при работающем двигателе на малых оборотах холостого хода. Если на массу замыкается центральный электрод исправной свечи, то при этом наблюдается снижение числа оборотов коленчатого вала в минуту.
При замыкании электрода неисправной свечи число оборотов не снижается. Центральные электроды свечей зажигания замкнуть накоротко можно отверткой, молотком или куском провода высокого напряжения. Применяемый для проверки свечи инструмент должен иметь сухую деревянную ручку для изоляции от действия тока высокого напряжения.
При проверке свечи для предупреждения удара током высокого напряжения следует лезвием отвертки (одним концом молотка или провода) скачала прикоснуться к массе, а затем стержнем отвертки (другим концом молотка или провода) прикоснуться к электроду свечи.
Кроме описанного способа проверки состояния свечей зажигания на работающем двигателе, существует еще способ проверки контрольным прибором—вольтоскопом. При проверке вольтоскопом исправная свеча должна давать регулярно чередующееся и яркое свечение газа в контрольной колбе прибора.
Неисправности проводки (проводов и их соединений) заключаются в разрывах проводов, повреждении их изоляции, ослаблении плотности соединений в контактах и клеммах и в увеличении электрического сопротивления соединений в результате их окисления.
Признаком неисправности и проводке и соединениях первичной цепи зажигания служит отсутствие свечения контрольной лампочки заряда батареи (па переднем щитке) при включенном зажигании и замкнутых контактах прерывателя.
Ниже рассмотрены способы проверки системы зажигания и устранения наиболее характерных неисправностей.
Отсутствует искра между электродами у всех свечей зажигания. При этом необходимо проверить напряжение и емкость аккумуляторной батареи, а затем наличие тока в первичной цепи.
Отсоединив провод низкого напряжения (см. фиг. 59) от клеммы на. корпусе распределителя и присоединив к свободному концу провода последовательно контрольную лампочку, прикасаются вторым проводом лампочки к массе.
Накаливание нити лампочки при включении зажигания указывает на исправность первичной цепи (низкого напряжения). Если контрольная лампочка не загорится, путно проверить, исправен ли замок зажигания, соединив его клеммы AM и КЗ коротким отрезком провода.
Накаливание нити лампочки в данном случае указывает на неисправность замка зажигания, который следует отремонтировать. Если же контрольная лампочка не загорится, надо проверить состояние цепи аккумуляторная батарея—замок зажигания. Необходимо проверить целость проводов, чистоту и плотность соединений у клемм аккумуляторной батареи, включателя стартера и замка зажигания.
Если первичная цепь исправна, то нужно проверить исправность вторичной цепи (высокого напряжения) и катушку зажигания. Для этого следует осмотреть крышку и ротор распределителя, удалить следы нагара, зачистить (если необходимо) пластину ротора и контактов в крышке, зачистить контакты прерывателя и отрегулировать зазор между ними. Поврежденные детали распределителя следует заменить. Затем нужно проверить целость изоляции центрального провода высокого напряжения и плотность закрепления его наконечников в гнездах клемм. Если и после этого при включенном зажигании и провертывании коленчатого вала стартером на электродах всех свечей не будет искр, го, значит, неисправны или конденсатор прерывателя или катушка зажигания. Сначала заменяют конденсатор, а затем, если потребуется, катушку зажигания.
Между электродами некоторых свечей зажигания искра не проскакивает или проскакивает с перебоями. В этом случае необходимо тщательно осмотреть и протереть изоляцию проводов высокого напряжения и плотность посадки их наконечников в гнездах клемм крышки распределители и катушки зажигания, а также плотность присоединения их к свечам. Кроме того, нужно осмотреть внутреннюю поверхность крышки распределителя и тщательно протереть ее чистой сухой тряпочкой. Причиной перебоев в искрообразовании у некоторых свечей может быть загрязнение крышки распределителя (нагар, влага или масло) и загрязнение изоляции проводов, вызывающие утечку тока.
Между электродами всех свечей зажигания искра проскакивает с перебоями. Причиной такой неисправности служит нарушение правильной работы прерывателя или повреждения проводов и неплотности в контактах первичной цепи зажигания. Устранение неисправности следует начинать с проверки, зачистки (или замены) и регулировки контактов прерывателя. Проверка исправности первичной цепи была рассмотрена выше.