Карданная передача выполнена с открытым карданным валом и двумя карданными шарнирами. Труба 1 (фиг. 81) карданного вала имеет в передней части запрессованный и приваренный к ней наконечник 5 с наружными шлицами. В противоположный конец трубы запрессована и приварена вилка 2 с двумя ушками для установки крестовины карданного шарнира.
Передний карданный шарнир 9 соединен болтами с фланцем, укрепленным на вторичном валу коробки передач. Ведомая вилка переднего шарнира имеет шлицованную трубу 7, соединяемую с шлицами наконечника 5 карданного вала. Такое соединение карданного шарнира с валом (телескопическое) является необходимым потому, что при движении автомобиля по неровным дорогам и происходящих при этом прогибах рессор центр заднего моста удаляется от центра переднего шарнира.
Задний карданный шарнир 3 соединяет карданный вал с ведущей шестерней главной передачи заднего моста с помощью фланца, устанавливаемого на шлицах хвостовой части шестерни.
В отверстия проушин ведущих и ведомых вилок шарниров запрессованы стаканы 10 игольчатых подшипников крестовины 11. Стаканы закреплены в проушинах вилок пружинными стопорными кольцами 14.
В каждом подшипнике карданного шарнира имеется по 22 иглы диаметром 2,5 мм и длиной 12,5 мм. Иглы работают по цементованным и закаленным поверхностям цапф крестовин. Для предохранения подшипников от грязи и удержания смазки на заплечиках цапф крестовины напрессованы штампованные обоймы 13 с пробковыми сальниками 12.
Перед сборкой шарниров на заводе подшипники и углубления крестовины наполняют консистентной смазкой (консталином). Запас смазки должен быть таким, чтобы была обеспечена работа шарнира примерно на 50—60 тыс. км пробега автомобиля (на срок между ремонтами), и поэтому карданные шарниры не имеют устройства для пополнения смазки в эксплуатации.
Шлицы скользящей вилки переднего карданного шарнира смазывают через прессмасленку 8, ввернутую в тело вилки. Для доступа к прессмасленке в верхней части кожуха пола сделано отверстие, закрываемое резиновой пробкой.
Для удержания смазки на шлицах наконечника вала на торце шлицованной трубы 7 поставлен войлочный сальник 15.
Фиг. 82. Карданный шарнир (передний):
1— ведомая скользящая вилка; 2 — прессмасленка; 3 — заглушка; 4 — ведущая вилка-фланец; 5 — стопорное кольцо; б — стакан игольчатого подшипника; 7 — крестовина; 5—игла; 9 -сальник.
Карданный вал динамически сбалансирован, что достигается приваркой пластин 4 необходимого размера по обоим концам трубы /.
Устройство переднего карданного шарнира показано на фиг. 82.
Уход за карданной передачей
Уход за карданной передачей заключается в периодической (после каждой 1000 км пробега) смазке скользящего шлицевого соединения переднего карданного шарнира и в проверке болтовых соединении фланцев переднего и заднего карданных шарниров. Ослабевшие болтовые соединения фланцев должны быть немедленно подтянуты.
Неисправности карданной передачи
Неисправности карданной передачи сводятся в основном к износу шлицевого соединения карданного вала и ослаблению затяжки болтовых соединений фланцев карданных шарниров.
Усиленный износ шлицевого соединения является следствием нерегулярной или недостаточной смазки скользящей вилки карданного шарнира. Поэтому необходимо обращать самое серьезное внимание на своевременность и достаточность смазки этого узла.
При значительном износе скользящего шлицевого соединения карданного вала рекомендуется заменить карданный вал в сборе, но не комплектовать соединение из новой и изношенной деталей.
При определении величины износа шлицевого соединения карданного шарнира путем провертывания рукой трубы карданного вала, нужно предварительно проверить надежность затяжки болтов крепления фланцев шарниров. Следует учитывать, что определяемый при такой проверке зазор является общим окружным зазором в силовой передаче, складывающимся из зазора в шлицевом соединении карданного вала и зазора в зацеплении шестерен главной передачи. Общий окружной зазор в системе карданный вал — главная передача при измерении по окружности трубы вала может достигать 10 мм.
Редко наблюдаемая неисправность — выбивание заглушки 3 (фиг. 82) при подаче смазки через прессмасленку 2 может быть следствием или загрязнения отверстия, имеющегося в заглушке, или ослабления посадки заглушки в вилке. Поэтому рекомендуется периодически прочищать (проволокой) отверстие в заглушке. Выпавшую заглушку нужно снова запрессовать и раскернить.
Если при разборочных и ремонтных работах с автомобилем разъединяют скользящую вилку карданного шарнира и вал, то при сборке необходимо вставить шлицованный наконечник вала в скользящую вилку шарнира так, чтобы стрелки 6 (см. фиг. 81), нанесенные на соединяемых деталях, расположились точно одна против другой. При невыполнении этого требования вал ведущей шестерни главной передачи вращается неравномерно, а следовательно, износ ее повышается.