Подшипники ступицы регулируют следующим образом: колесо вывешивают с помощью домкрата и покачивают в верхней части рукой в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения (фиг. 104). Прорезную гайку 1 подтягивают до тех. пор, пока не исчезнет зазор, определяемый большим пальцем руки, положенным на упорную шайб) 2 одновременно на край отверстия ступицы 3. При подтягивании гайки колесо нужно поворачивать, чтобы дать возможность шарикам правильно установиться в кольцах подшипников. После этого гайку 1 отпускают на одну прорезь (не более) до совпадения с отверстием под шплинт и шплинтуют.
По окончании регулировки ступицу закрывают колпачком, набив его предварительно смазкой.
Следует предупредить, что недопустимо регулировать подшипники, проверяя только легкость вращения колеса. Колесо может свободно вращаться даже в том случае, если гайка чрезмерно затянута. В этом случае подшипник неизбежно выходит из строя.
Проверка и регулировка схождения передних колес
При изменении правильного схождения передних колес, происходящем в процессе эксплуатации, ухудшается управляемость автомобиля, увеличивается расход топлива и, что особенно важно, быстро выходят из строя покрышки шин.
Схождение передних колес проверяют специальной раздвижной линейкой (или штангой), снабженной указателем и шкалой.
Линейку устанавливают перед балкой передней оси между краями ободов колес на высоте 180 мм от горизонтальной поверхности пола, что соответствует длине свободно вытянутой подвесной цепочки, прикрепленной к концам линейки (фиг. 105).
Фиг. 104. Проверка затяжки подшипников ступицы передних колёс.
Затем, толкая руками автомобиль, перекатывают его вперед до тех пор, пока линейка окажется сзади балки передней оси на той же высоте (180 мм) На шкале линейки при этом отсчитывают величину схождения колес в миллиметрах, т. е. разность между размерами В и А (фиг. 106). При правильной установке колес эта разность должна быть равна 2 + 0,5 мм.
Фиг. 105. Проверка схождения передних колёс.
В случае отклонения величины схождения колес от нормы отпускают контргайки 2 у наконечников поперечной тяги (см. фиг. 102) и вращением трубы тяги укорачивают или удлиняют ее. Затем снова проверяют штангой разность размеров В и А.
После регулировки необходимо затянуть и законтрить контргайки тяги.
При отсутствии специальной линейки схождение колес можно измерять деревянной рейкой и масштабной линейкой с отметкой мелом контролируемых точек на ободах.
Фиг. 106. Размеры, определяющие схождение передних колёс.
Уход за передним мостом
Уход за передним мостом заключается в следующем:
периодической смазке (после каждой 1000 км пробега) шкворневых соединений, шаровых шарниров рулевых тяг и реактивных рычагов;
смазке подшипников ступиц колес (после каждых 3000 км пробега);
проверке осевого зазора в подшипнике опорного диска тормоза, регулировке подшипника (при необходимости), смазке подшипника и регулировке подшипников ступиц (после каждых 6000 км пробега);
проверке осевого зазора и подтяжке при необходимости шарниров реактивных рычагов (только у рычагов с разборными головками) и продольной рулевой тяги (по мере надобности, но не реже чем после 6000 км пробега);
систематической проверке и регулировке при необходимости схождения передних колес;
проверке уровня амортизаторной жидкости в цилиндрах подвески, добавлении при необходимости (после каждых 6000 км пробега) и замене жидкости (после каждых 12 000 км пробега).
Шарнирные соединения переднего моста смазывают согласно указаниям таблицы и карты смазки автомобиля.
Для смазки подшипников ступиц передних колес нужно плотно набить колпачок ступицы консистентной смазкой требуемого сорта и установить колпачок в выточку ступицы. При установке колпачка часть смазки из его внутренней полости выдавливается в ступицу.
Следует предупредить о совершенной недопустимости смазывания подшипника щита тормоза без снятия ступицы колеса. При такой смазке исключается возможность контроля ее количества и неизбежно избыточное поступление смазки во внутреннюю полость подшипника и далее на накладки тормозных колодок. Замасливание накладок тормозных колодок выводит из строя тормоза.
После движения автомобиля по дороге с глубокой колеей необходимо убедиться в целости прессмасленок, установленных на шарнирах переднего моста, и при обнаружении их поломок немедленно заменить новыми. При этом шарниры обязательно надо смазать до появления из зазоров чистой смазки. Если поперечная тяга погнулась, ее следует выправить и проверить схождение колес.
Если почему-либо рулевая тяга была снята вместе с шаровыми пальцами, а последние были отсоединены от кронштейнов реактивных рычагов, то при последующей установке тяги на место не следует менять местами защитные (штампованные) шайбы, потому что приработавшиеся к головкам шайбы надежнее защищают шаровые шарниры от грязи.
При установке тяг необходимо проверять затяжку и шплинтовку гаек шаровых пальцев.
Выпускать жидкость из амортизаторов следует, ослабляя болты 14 (см. фиг. 95) крепления крышек 13. Воздух при последующей заправке амортизатора удаляют, покачивая переднюю часть автомобиля нажатием руки на. крыло.
Для наполнения жидкостью на корпусе амортизаторов имеется наливное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 7. Вследствие того, что диаметр наливного отверстия примерно разен 10 мм, заливать жидкость можно только через воронку, на конец которой должна быть надета тонкая резиновая трубка, свободно проходящая в наливное отверстие, или с помощью резиновой груши. При пользовании воронкой с резиновой трубкой нужно следить, чтобы оставался просвет между трубкой и краем отверстия для выхода из цилиндра воздуха.
Перед доливкой жидкости необходимо тщательно протереть концами головку пробки наливного отверстия и крышку цилиндра вокруг пробки, чтобы исключить попадание грязи в амортизатор.
Уровень жидкости после доливки в цилиндр подвески должен находиться у кромки наливного отверстия. После этого, следует подождать, пока стечет избыток жидкости (собирающийся со стенок корпуса амортизатора и цилиндра), и затем завернуть пробку
Если в соединении крышки 13 (см. фиг. 95) и головки 4 цилиндра появится течь жидкости, то необходимо заменить прокладку, поставленную между этими деталями.
В процессе эксплуатации автомобиля следует систематически проверять состояние буферов, ограничивающих ход кривошипа, и в случае отслоения или отрыва резины немедленно заменять буферы.