Система ножного гидравлического привода тормозов

Ножной гидравлический привод тормозов состоит из главного цилиндра 2 (фиг. 122), колесных тормозных цилиндров 6, распределительного тройника 1 главного цилиндра, распределительного тройника 5 трубопровода задних тормозов, трубопроводов 3 и 7, гибких шлангов 4, 9 и 11 с наконечниками 10, соединительных муфт 12 и соединительных штуцеров 8 к колесным цилиндрам передних и задних тормозов и арматуры (скоб, кронштейнов) для присоединения трубопроводов, шлангов и главного цилиндра к основанию кузова.

 

Фиг. 122. Расположения трубопроводов и шлангов ножного гидравлического привода тормозов.

 

В отдельных кружках на фиг. 122 показаны в увеличенном виде детали конструкции соединительных наконечников шлангов, муфт и штуцеров от трубопроводов к колесным цилиндрам.

Применение гибких шлангов необходимо потому, что колесные цилиндры 6, установленные на опорных дисках тормозов, при движении автомобиля перемешаются (на упругих элементах подвески) по отношению к основанию кузова, на котором жестко закреплены остальные элементы системы.

Гибкие шланги состоят из внутренней резиновой трубки с внутренним диаметром 3,2 мм, двух слоев — каркасов оплетки из хлопчатобумажного корда и наружного резинового слоя.

Трубопроводы, неподвижно расположенные в основании пола кузова и на картере заднего моста, представляют собой цельнотянутую трубку из красной меди с наружным диаметром 6 мм и со стенкой толщиной 1 мм.

Рабочей средой в гидравлическом приводе, передающей усилие от педали к тормозным колодкам, является тормозная жидкость. Эта жидкость представляет собой смесь, состоящую из 50% (по весу) касторового масла и 50% бутилового спирта.

Тормозная жидкость обладает следующими основными свойствами:

не вызывает коррозии металлических деталей привода;

не разрушает резиновых деталей привода;

смазывает подвижные детали привода;

имеет низкую температуру замерзания,

На фиг. 123 показана схема устройства ножного гидравлического привода тормозов.

При нажатии на педаль 17 тормоза усилие через шток 16 передается поршню 15, перемещающемуся в цилиндре 14. При движении поршень перекрывает манжетой 12 компенсационное отверстие А и вытесняет тормозную жидкость через перепускной клапан 10 в трубопроводы 8. Под давлением жидкости поршни 2 и 4, помешенные в колесных тормозных цилиндрах 3, раздвигаются и через толкатели 5 прижимают колодки 6 к тормозным барабанам 7, затормаживая автомобиль. При отпускании педали тормоза давление жидкости в системе падает. При этом поршень 15 под действием возвратной пружины 11 перемещается в исходное положение. Тормозные колодки оттягиваются от барабанов усилием стяжных пружин 1 и, сдвигая поршни 2 и 4, вытесняют тормозную жидкость из цилиндров 3 и трубопроводов 8 обратно в главный тормозной цилиндр 14 (через открывшийся обратный клапан 9) и в его резервуар 13,

Главный тормозной цилиндр служит для создания давления в системе гидравлического привода, необходимого для прижатия колодок к тормозным барабанам.

Кроме того, главный тормозной цилиндр поддерживает постоянное избыточное давление жидкости в системе гидравлического привода, что препятствует проникновению в систему атмосферного воздуха.

Фиг. 123. Схема устройства ножного гидравлического привода тормозов.

 

Главный тормозной цилиндр (фиг. 124) состоит из рабочего цилиндра 28 (диаметром 26 мм), выполненного из стальной бесшовной трубы, и резервуара 4 для тормозной жидкости, изготовленного из белой жести. Рабочий цилиндр проходит внутрь резервуара и припаян к нему по контурам входного и выходного отверстий. В верхней части резервуара имеется наполнительная горловина 5, закрываемая пробкой 6. Б пробку горловины помещен фильтр 7, состоящий из плоской латунной сетки. Этот фильтр служит только для очистки воздуха, поступающего в резервуар по мере. понижения в кем уровня жидкости. Уплотнение пробки на горловине осуществляется резиновой прокладкой S. Резервуар сообщается с атмосферой через отверстие в пробке С. Для предупреждения выплескивания тормозной жидкости предусмотрен отражатель 9, имеющий форму двойного конуса и снабженный отверстиями для прохода воздуха.

Рабочий цилиндр сообщается с резервуаром через перепускное 10 (диаметром 5 мм) и компенсационное 3 (диаметром 0,7 мм) отверстия.

Внутри цилиндра перемещается поршень 23, изготовленный из цинкового сплава. В головке поршня сделано шесть сквозных отверстий 24, прикрываемых резиновой уплотнитель ной манжетой 26.

На наружной конической поверхности манжеты выполнены одна кольцевая и шесть продольных канавок. Между головкой поршня и манжетой установлен кольцевой клапан 25, входящий в кольцевую заточку, сделанную в головке. Манжета 20 прижата к поршню пружиной 27 обратного клапана 30. Обратный клапан 30, в свою очередь, под действием пружины 27 прижат к уплотнительному резиновому кольцу 31. Внутри обратного клапана расположен резиновый перепускной клапан 2, имеющий форму колпачка. Оба клапана перекрывают отверстие, соединяющее цилиндр со штуцером 1, через который тормозная жидкость подается но трубопроводам к колесным тормозным цилиндрам.

Поршень выполнен с направляющим фланцем, необходимое уплотнение которого обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом 21. При обратном ходе поршня его перемещение в цилиндре ограничивается упором в шайбу 11, удерживаемую в цилиндре стопорным кольцом 20. Во внутреннюю полость поршня входит шток 19, соединенный на резьбе с полой тормозной тягой 14. Эта тяга присоединена к тормозной педали 15 с помощью шарнирного пальца 16. При снятии ноги с педали последняя возвращается в исходное положение под действием оттяжкой пружины 18.

Для предохранения цилиндра от попадания в него пыли и грязи со стороны направляющего фланца поршня на штоке 19 и на корпусе цилиндра закреплен защитный резиновый чехол 12.

Главный тормозной цилиндр прикреплен к левой продольной Салке рамы кронштейном 32 и стяжным хомутом 22.

Фиг. 124. Главный тормозной цилиндр и педальный привод.

 

При отпущенной тормозной педали поршень 23 усилием пружины 27 отжимается в крайнее правое (по фиг. 124) положение, и цилиндр 28 заполняется тормозной жидкостью, поступающей в него из резервуара 4 через отверстие 3. Кроме того, благодаря наличию отверстия 3, жидкость может расширяться з системе при повышении температуры или из-за изменения общего объема системы гидравлического привода. Последнее может произойти вследствие изменения объема колесных тормозных цилиндров при регулировании колодок или при утечке жидкости из системы через неплотности.

При нажатии на тормозную педаль шток 19 перемещает поршень 23 налево, сжимая пружину 27, Сразу же после перекрытия отверстия 3 манжетой 26 в цилиндре возникает давление жидкости. Под действием этого давления жидкость, проходя через отверстия 29 в обратном клапане 30, отжимает резиновый колпачок перепускного клапана 2 и выходит в трубопроводы и в колесные тормозные цилиндры.

При отпускании тормозной педали тормозная жидкость вытесняется из колесных цилиндров в систему гидравлического привода и обратно в главный тормозной цилиндр. Жидкость, преодолевая усилие пружины 27, отодвигает обратный клапан 30 от уплотнительного кольца 31. Усилие пружины 27 выбрано с таким расчетом, что обратный клапан закрывается (т. е. прижимается к кольцу 31) в тот момент, когда в системе гидравлического привода еще существует избыточное давление 0,6—0,8 кг/см2. Наличие избыточного давления обеспечивает плотное прилегание манжет поршней к стенкам колесных тормозных цилиндров, чем устраняется опасность вытекания жидкости из цилиндров, а также попадания" в систему воздуха.

Если педаль тормоза отпускается резко, то поршень 23 будет также резко отброшен в исходное положение усилием пружины 27. При этом жидкость в системе гидравлического привода не сможет следовать так же быстро за перемещением поршня и будет отставать в заполнении цилиндра. Это отставание объясняется наличием сопротивлений трубопроводов и обратного клапана. В рассматриваемом случае в главном тормозном цилиндре должно возникнуть некоторое разрежение и как следствие этого проникновение в него атмосферного воздуха. Однако в действительности этого не произойдет, так как под действием создавшегося разрежения жидкость из пространства А за головкой поршня (куда она поступает из резервуара 4 через отверстие 10) перетечет в полость цилиндра. При перетекании жидкость проходит через отверстия 24, открывая кольцевой клапан 25 и отжимая края манжеты 26. Наличие канавок на уплотнительной поверхности манжеты облегчает перепуск жидкости из правой полости цилиндра в левую.

Как следует из описания, кольцевой клапан 25 служит для предупреждения подсоса воздуха в главный тормозной цилиндр при резком отпускании педали и одновременно обеспечивает быстрое заполнение рабочей полости цилиндра жидкостью и возвращение поршня в исходное положение. Последнее, в свою очередь, гарантирует возможность немедленного повторного торможения.

Так как жидкость, вытолкнутая из главного цилиндра в систему гидравлического привода при торможении, возвращается при оттормаживании в главный цилиндр, уже заполненный жидкостью через отверстия в головке поршня и кольцевой клапан 25, то избыток жидкости будет перетекать через компенсационное отверстие 3 в резервуар 4.

Колесный тормозной цилиндр состоит из корпуса 15 цилиндра (фиг. 125), изготовленного из серого чугуна, внутри которого по-

фиг. 125. Колесный тормозной цилиндр переднего тормоза.

 

мешены два поршня 6, отлитые из алюминиевого сплава. Уплотнение поршней в цилиндре обеспечивается резиновыми манжетами 4, прижимаемыми к поршням пружиной 5.

Внутренняя полость колесных цилиндров защищена от попадания пыли и грязи стальными колпаками 2, к которым приварены стальные штампованные гайки 1, снабженные наружными зубьями. В гайки ввернуты толкатели 7 (они же и регулировочные винты), имеющие прорези на головках, в которые входят ребра тормозных колодок. Под давлением тормозной жидкости поршни упираются в днища колпаков 2 и через гайки 1 и толкатели 7 раздвигают колодки, прижимая их к тормозным барабанам.

Зазор между накладками колодок и тормозными барабанами регулируют вращением гаек 1.

С наружной стороны корпуса цилиндра имеются два отверстия с резьбой. В нижнее отверстие 9 ввернут полый болт 11 (или штуцер у цилиндра заднего тормоза), прижимающий через алюминиевые прокладки соединительную муфту 10 трубопровода, подающего жидкость из главного цилиндра. В верхнее отверстие 8 ввернут клапан 13 для выпуска (прокачки) воздуха из системы гидравлического привода при заполнении ее тормозной жидкостью. Клапан 13 имеет осевое отверстие, сообщающееся с поперечным каналом 14. Осевое отверстие клапана на небольшом участке вблизи головки имеет резьбу и закрыто болтом-пробкой 12 (или винтом-пробкой у цилиндра заднего тормоза). При вывертывании болта 12 и при последующем отвертывании клапана 13 на 1/2—3/4 оборота внутренняя полость цилиндра сообщается с атмосферой.

Для предотвращения произвольного провертывания гаек 1 относительно толкателей 7, что может вызвать нарушение установки тормозных колодок, служат стопорные пластины 3, заходящие выступами в зарубки, сделанные на отбортовках колпаков 2.

Корпус колесного цилиндра прикреплен к опорному диску тормоза двумя винтами.

Колесные тормозные цилиндры передних и задних тормозов по устройству одинаковы. Отличны они лишь диаметрами цилиндров. Диаметр цилиндров передних тормозов 27 мм, задних — 25 мм. Эти цифры выбиты на верхней части корпусов цилиндров. Уплотнительные манжеты поршней имеют также маркировку 27 и 25 на внутренней поверхности.

Применение для тормозов передних колес цилиндров большего диаметра объясняется следующим. При торможении автомобиля возникает момент силы инерции, дополнительно нагружающий переднюю ось и соответственно разгружающий заднюю ось. Поэтому передние колеса прижимаются к дороге сильнее, чем задние, вследствие чего может быть реализована большая сила сцепления (т. е. тормозная сила) с дорогой. Чтобы использовать эту возможность, необходимо соответственно увеличить силу трения колодок о тормозные барабаны. При установке колесного тормозного цилиндра увеличенного диаметра давление жидкости на поршни повышается, а следовательно, увеличивается и нажатие колодок на рабочую поверхность барабана. Трение в тормозе при этом также увеличивается.