Основными неисправностями тормозов, встречающимися при эксплуатации автомобиля, являются следующие:
притормаживание колес во время движения автомобиля при отпущенной педали или неполное оттормаживание после торможения;
пружинение или провалы педали при торможении;
увод автомобиля в сторону при торможении;
слабое действие ручного тормоза.
Притормаживание колес во время движения автомобиля при отпущенной педали тормоза или неполное оттормаживание колес после торможения может происходить по следующим причинам:
нарушения регулировки тормозных механизмов колес;
засорения компенсационного отверстия главного тормозного цилиндра;
разбухания манжет главного или колесных тормозных цилиндров из-за применения тормозной жидкости плохого качества или несоответствующего состава, а также при попадании в жидкость бензина, керосина или минерального масла;
нарушения правильной регулировки свободного хода педали тормоза.
В процессе эксплуатации автомобиля свободный ход педали тормоза может уменьшаться вследствие:
а) ослабления пружины 27 (см. фиг. 124) обратного клапана;
б) увеличения зазора между рычагом тормозной педали и осью 17 качания;
в) ослабления контргайки 13 на штоке поршня главного цилиндра.
Засоренное компенсационное отверстие главного цилиндра прочищают мягкой проволокой, вводимой через наливную горловину резервуара. Разбухшие уплотнительные манжеты поршней и другие резиновые детали подлежат замене. Перед сменой тормозной жидкости необходимо тщательно промыть всю систему гидравлического привода денатурированным спиртом.
При торможении автомобиля тормозная педаль пружинит или проваливается. Если при нажатии на тормозную педаль последняя перемещается на величину, большую половины ее возможного полного хода, то это может происходить по одной из следующих причин:
попадания воздуха в систему гидравлического привода;
утечки тормозной жидкости из системы;
большого износа накладок тормозных колодок;
нарушения регулировки зазоров между колодками и барабанами или слишком большого свободного хода педали тормоза.
При наличии перечисленных неисправностей тормозная педаль при нажатии на нее как бы пружинит.
Если при нажатии на тормозную педаль нога испытывает едва заметное сопротивление, причем педаль можно выжать почти до упора в наклонный пол, т. е. педаль проваливается, то это свидетельствует о наличии большого количества воздуха в системе гидравлического привода, который необходимо удалить. При обнаружении подтекания тормозной жидкости из колесных цилиндров необходимо снять их с опорных дисков тормозов. Для снятия цилиндров следует отъединить трубопроводы или шланги и отвернуть по два винта, крепящих цилиндр к диску. Разобрав цилиндр, надо тщательно осмотреть его рабочую поверхность и состояние резиновых уплотнительных манжет,
Причиной подтекания жидкости может быть попадание грязи под манжеты, износ манжет, царапины, раковины или другие дефекты на рабочей поверхности цилиндра. При обнаружении повреждений на рабочей поверхности цилиндра его следует заменить новым.
Перед сборкой колесных цилиндров необходимо промыть все детали в денатурированном спирте и затем смазать их и внутреннюю поверхность цилиндров касторовым маслом. Резиновые манжеты перед установкой в цилиндр нужно смочить тормозной жидкостью. Это относится также и к сборке главного тормозного цилиндра и необходимо для предотвращения заедания подвижных деталей цилиндров из-за возможной коррозии металлов.
При необходимости частичной или полной разборки трубопроводов и шлангов системы гидравлического привода рекомендуется ставить при последующей сборке новые уплотнительные шайбы.
При частичной разборке системы гидравлического привода необходимо закрывать деревянными пробками (или заглушками) отверстия в цилиндрах и трубопроводах во избежание утечки тормозной жидкости. Следует помнить, что нельзя нажимать на тормозную педаль, если снят хотя бы один тормозной барабан (ступица), так как поршни колесного цилиндра открытого тормоза будут вытолкнуты под давлением жидкости и жидкость вытечет наружу.
При торможении автомобиль уводит в сторону. Если при торможении автомобиль уводит в какую-либо сторону, то причинами этого могут быть неравномерность или неодновременность действия тормозов отдельных колес, неодинаковое давление воздуха в камерах шин, неравномерность износа протекторов покрышек.
Неравномерность или неодновременное действие тормозов у отдельных колес могут происходить вследствие:
засорения трубопроводов и шлангов, подводящих жидкость к одному или нескольким колесным тормозным цилиндрам;
попадания грязи, масла или воды между накладками тормозных колодок и барабанами;
нарушения регулировки тормозов;
Фиг. 133. Щипцы для снятия стяжной пружины тормозных колодок.
качания опорного диска в поперечной плоскости из-за ослабления его крепления;
заедания тормозных колодок на опорном пальце или в шарнирах промежуточных звеньев;
разбухания уплотнительиых манжет одного или нескольких колесных тормозных цилиндров.
Для устранения перечисленных неисправностей специальных разъяснений не требуется.
Фиг. 134. Скоба для удержания поршней колесного тормозного цилиндра.
При необходимости снятия тормозных колодок рекомендуется применять щипцы (фиг. 133) для освобождения стяжной пружины и зажим в виде скобы (фиг. 134) для удерживания поршней в колесном тормозном цилиндре и предупреждения этим вытекания тормозной жидкости.
В случае замены тормозных колодок (в сборе с накладками) или только накладок после их приработки в процессе эксплуатации целесообразно удалить из
системы гидравлического привода воздух и отрегулировать зазоры между накладками и тормозными барабанами. Это обеспечит длительную и надежную работу тормозов в дальнейшей эксплуатации.
Слабое действие ручного тормоза может происходить вследствие:
вытягивания и ослабления тросов привода;
заедания тросов в оболочках;
износа накладок тормозных колодок тормозов задних колес. Неисправности устраняют регулированием натяжения тросов
или чисткой и смазкой тросов, регулированием положения тормозных колодок или заменой изношенных накладок.