Система освещения

Фары ФГ-5 установлены в облицовке радиатора.

Корпус-ободок 3 (фиг. 144) фары прикреплен с помощью лапы 10 и болта 11 к кронштейну облицовки. В ободок вставлен разборный оптический элемент, состоящий из рассеивателя 1.рефлектора 4, имеющего серебряное покрытие, ламподержателя 5 и карболитового защитного колпака 6. В ламподержателе установлена двухнитевая фланцевая лампа силой света 32X21 св. Одна нить накала расположена на оптической оси рефлектора и в его фокусе. Сила света этой нити дальнего света 32 ев, Вторая нить накала помещена выше оптической оси рефлектора и не находится в его фокусе. Сила света нити ближнего света 21 св. Обе нити имеют общее соединение на массу через цоколь лампы и два отдельных контакта для соединения с отрицательными клеммами ламподержателя.

Патрон 12 лампы света стоянки (сила света 1 св.) расположен в нижней части рефлектора в специальном отверстии. Ток подводится к клеммам, расположенным в карболитовом колпаке 6, а от них к контактным пластинам 8 и 9.

Задний фонарь ФП-5 установлен на кронштейне с левой стороны панели багажника кузова.

В корпусе 3 (фиг. 145) фонаря помещены две лампочки 2 и 5, отделенные перегородкой 7. Нижняя лампочка (сила света 3 св.) освещает номерной знак. Верхняя лампочка (сила света 21 св.) освещает рассеиватель стоп-сигнала.

Пластмассовый рассеиватель 1 рубинового цвета обеспечивает достаточную видимость стоп-сигнала на расстоянии 100 м. Номерной знак освещается рассеянным светом через матовое стекло 6, помешенное в нижней части корпуса фонаря. Видимость номерного знака составляет не менее 25 м.

Плафон внутреннего освещения кузова ПК-5 установлен внутри. кузова над центральной стойкой с левой стороны. Плафон (фиг. 146) снабжен лампочкой 1 (сила света 2 св.) и стеклянным рассеивателем 2 полочного цвета. При установке расеевателя на место после смены лампочки нужно соблюдать осторожность, чтобы не раздавить его при затяжке винтов 3 крепления ободка 4 к панели 5 плафона.

Цоколь лампочки 1 соединен с массой через держатель 9. Изолированный контакт лампочки соединен с внешней проводкой контактной пластиной 8 и токоотводящей клеммой 7. Панель 5 плафона прикреплена к центральной стойке кузова шурупами 6 по металлу.

Фиг. 144. Фара.

 

Переключатель П-20 плафона и лампочки освещения приборов укреплен с внутренней стороны переднего щитка.

Переключатель (фиг. 147) состоит из карболитового корпуса 5, на котором установлены клеммы 1, 2 и 3,, рукоятки 14, которая качается на оси 13 и стопорится в одном из трех положений шариковым стопором 7, прижимаемым к латунной шайбе 6 пружиной 10. С шайбой 6 с помощью контактной пластины 8 соединена клемма 1 провода, связанного с отрицательным полюсом батареи. К. клемме 2 присоединен привод от лампочки освещения щитка приборов, а к клемме 3 — провод от лампочки плафона. При повороте рукоятки 14 направо или налево стопор 7 с помощью латунного гнезда 9 (изолированного от рукоятки втулкой 12 из пластмассы) устанавливает электрический контакт между шайбой 6 и клеммой 2 или 3 через контактные пластины 11 и 4. Корпус переключателя прикреплен к щитку четырьмя винтами.

Центральный переключатель света П-8 установлен на переднем щитке. Переключатель ползункового типа имеет на корпусе четыре клеммы. К клеммам (фиг. 148) присоединены следующие провода: к клемме 1 — от источников электроэнергии; к клемме 2 — от патронов лампочек света стоянки в фарах; к клемме 3— от патрона лампочки заднего фонаря; к клемме 4 — от выводной клеммы ножного переключателя света фар.

Фиг. 145. Задний фонарь.

 

Кнопка 5, навинченная на шток 6 ползуна, может занимать три положения, при которых замыкаются следующие электрические цепи:

О — кнопка утоплена до упора буртика штока в корпус включателя — освещение выключено;

I — кнопка вытянута па половину полного хода — включен свет стоянки и задний фонарь;

II — кнопка вытянута до отказа — включен главный свет в фарах и задний фонарь; питание двухнитевых лампочек фар в данном случае зависит от положения контактора ножного переключателя света фар.

Ножной переключатель света П-23 установлен в левом переднем углу наклонного пола педалей внутри кузова.

При нажатии ногой на кнопку 1 (фиг. 149) последняя опускается вместе с прикрепленным к ней трубчатым ползуном 2 вдоль стенок цилиндра 4. Верхняя часть ползуна профрезерована с двух противоположных сторон так, что образуется направляющая прямоугольная рамка 14. Эта рамка входит в прямоугольное отверстие, сделанное в верхнем днище цилиндра 4, вследствие чего ползун не может вращаться при осевом перемещении. На нижнем конце ползуна профрезерованы три зуба 13, расположенных по окружности под углом 120°. Зубья ползуна входят в зацепление с тремя зубьями (из шести) бронзовой гайки 3, надетой на стальной четырехзаходный винт 11. Гайка 3 постоянно прижимается к зубьям ползуна 2 пружиной 5 через шайбу 12.

Профиль зубьев ползуна и гайки выполнен по форме профиля зубьев храповика, вследствие чего гайка 3 может провертываться относительно ползуна 2 только в одном направлении.

При движении ползуна 2 и гайки 3 вниз последняя скользит по нарезке винта 11 и поворачивает его на 60°. Вместе с винтом посредством диска-поводка 6 поворачивается бронзовый контактор 10, имеющий три пружинящие лапки, расположенные под углом 120°. При вращении лапки контактора скользят по трем контактным пластинам 9, приклепанным к текстолитовой панели 8. Пластины соединены с тремя клеммами 7. Две клеммы соединены проводами с нитями дальнего и ближнего света лампочек фар, а к третьей клемме присоединен провод от центрального переключателя света. Пластины замыкаются контактором попарно так, что клеммы ближнего и дальнего света поочередно соединяются с токоотводящей клеммой центрального переключателя.

Фиг. 146. Плафон внутреннего освещения кузова.

 

При снятии ноги с кнопки 1 включателя пружина 5, сжатая ранее, стремится поднять гайку 3 и повернуть при этом винт 11 в обратную сторону. Вращению винта препятствует контактор 10, одна из свободных лап которого упирается в стенку прорези, имеющейся на панели 8, между контактными пластинами 9. Поэтому пружина 5, поднимая гайку 3, заставляет последнюю поворачиваться относительно винта 11 в обратную сторону (на один зуб), что возможно вследствие храпового зацепления гайки с ползуном. Одновременно с гайкой поднимается в исходное положение и ползун 2.

Фиг. 147. Переключатель плафона и лампочки освещения щитка приборов.

Фиг. 148. Центральный переключатель света.

Фиг. 149. Ножной переключатель света фар.

Фиг. 150. Блок предохранителей

 

При повторных нажатиях на кнопку 1 переключателя происходит последовательное переключение дальнего света на ближний — и наоборот.

Для контроля за включением дальнего света фар служит лампочка, помешенная в корпусе спидометра. Провод лампочки присоединен к той же клемме на панели предохранителей, к которой подведен провод дальнего света ножного переключателя. Поэтому нить контрольной лампочки включена параллельно цепям нитей дальнего света главных ламп и накаливается только при их включении.

Блок предохранителей ПР-11 установлен на панели передней части кузова под капотом и представляет собой карболитовую колодку, на которой попарно расположены восемь клемм. В каждую пару клемм вставлен фарфоровый плавкий предохранитель с проволокой, рассчитанной на ток определенной силы. Величина максимальной силы тока указана на каждом предохранителе.

Четыре предохранителя 1, 2, 3 и 4 (фиг. 150) на 15 а каждый защищают цепи соответственно: 1 — нить дальнего света лампочки левой фары и нить контрольной лампочки включения дальнего света (в корпусе спидометра); 2 — нить дальнего света лампочки правой фары; 3— лампочки заднего фонаря (освещения номерного знака); 4 — одновременно звукового сигнала, лампочки плафона, лампочки освещения приборов переднего щитка и лампочки стоп-сигнала в заднем фонаре.

В системе зажигания двигателя предохранителей не имеется.

Без предохранителей включены также нити лампочек ближнего света, лампочки света стоянки и указатель уровня топлива в баке.

При подключении блока предохранителей к электропроводке необходимо установить его на панель передней части кузова так, чтобы сторона, обозначенная на фиг. 150 буквами ВС, была обращена к ветровому стеклу. Провода должны быть присоединены: к клемме 5 — провод в красной оплетке;

6 — провод в черной оплетке;

7 — два провода в белой оплетке;

14 — два провода в красной с черными полосками оплетке: 13 — провод в красной оплетке; 12 — провод в черной оплетке; 11 —три провода в зеленой оплетке. После присоединения проводов панель 10 должна быть накрыта крышкой 8, притягиваемой гайкой 9.