Указатель уровня бензина — электрический дистанционного типа. Прибор работает только при включенном зажигании во взаимодействии с датчиком, установленным на бензиновом баке, и дает правильные показания через 1—2 мин. после включения зажигания.
Указатель уровня бензина состоит из датчика (реостата) с поплавком, установленным в бензиновом баке (см. фиг. 44), и приемника (указателя), электрически соединенных между собой по однопроводной схеме.
Приемник установлен вместе с манометром давления масла в комбинации приборов, расположенной на переднем щитке. Приемник (фиг. 155) состоит из двух катушек 1 и 6 со стальными сердечниками и с полюсными наконечниками 2 и 5. Катушки, расположенные под углом 90° одна к другой, закреплены на латунном основании 3 и установлены на отдельной планке в корпусе комбинации приборов с помощью клеммовых винтов 4. Подвижная система приемника состоит из стрелки 7, установленной на оси вместе с железным якорьком, противовесом, маховичком и шайбами.
Фиг. 155. Приемник указателя уровня бензина.
Фиг. 156. Электрическая схема приемника и датчика указателя уровня бензина.
Ось подвижной системы расположена примерно в точке пересечения геометрических осей катушек.
Маховичок 8, свободно установленный на оси, уменьшает колебания подвижной системы (от толчков во время движения) вследствие трения о шайбы.
Электрическая схема приемника и датчика показана на фиг. 156.
Один конец обмотки реостата 6 датчика присоединен к массе, а другой изолирован от нее и присоединен к обмоткам катушек приемника (указателя). По обмотке реостата скользит ползун 7, укрепленный на конце двуплечего рычага 8. На другом конце рычага установлен поплавок 9, перемещающийся вслед за изменением уровня бензина в баке и посредством ползуна изменяющий сопротивление реостата.
Присоединение одного конца обмотки реостата к массе сделано для предупреждения ценообразования при неплотном контакте ползуна 7 с обмоткой.
Между катушками 1 и 3 указателя установлен якорь 4 со стрелкой 2 и противовесом 5. Стрелка перемещается по шкале с делениями О (бак пустой) и П (бак полный). Обмотка катушки 1 включена в цепь батарея — реостат последовательно, а обмотка катушки 5 — параллельно реостату. Направление витков обмоток выбрано так, чтобы одноименные полюсы обеих катушек расположены соответственно вверху и внизу. При такой схеме показания прибора не зависят от изменения напряжения батареи.
В соответствии со схемой включения обмотки катушки 3 величина тока, проходящего через нее, зависит от положения ползуна 7 реостата. Ток будет наибольшим в том случае, когда сопротивление 6 реостата введено полностью. При пустом баке поплавок находится в крайнем нижнем положении, сопротивление 6 выведено почти полностью, и ток от батареи почти совсем не проходит через обмотку катушки 3. Под влиянием магнитного поля катушки 1 якорек 4 подтянется в сторону этой катушки, и стрелка указателя установится против цифры 0 шкалы прибора.
При полном баке поплавок займет крайнее верхнее положение, сопротивление 6 будет введено полностью, и ток от батареи пойдет через обмотку катушки 3 и далее через обмотку катушки 1. При этом величина тока в обмотке катушки 3 возрастет вследствие включения в цепь обмотки катушки 1 сопротивления 6 и почти сравняется с величиной тока, протекающего по обмотке катушки 1. Обе катушки в этом случае создадут почти одинаковые магнитные поля, при взаимодействии с которыми якорек 4 установится в среднее положение между катушками. Одновременно стрелка 2 приемника, закрепленная под определенным углом к оси якорька, займет положение против буквы П шкалы прибора.
При изменении количества, а следовательно, и уровня бензина в баке поплавок включает в цепь часть сопротивления 6. При этом в зависимости от соотношения напряженности магнитных полей обеих катушек якорек 4, а с ним и стрелка 2 устанавливаются в какое-то промежуточное положение между крайними делениями О и П по шкале прибора.
При выключении зажигания прибор выключается, так как с исчезновением магнитных полей под действием противовеса 5 указатель 2 устанавливается в крайнее левое положение.