Механический стеклоочиститель

Стеклоочиститель имеет механический привод от распределительного вала двигателя.

Стеклоочиститель состоит из следующих основных частей (фиг. 163): червячного привода 2, установленного на блоке двигателя и получающего привод от распределительного вала 1; гибкого вала 3; червячного редуктора 4; шатунно-кривошипной передачи от редуктора к щеткам 5 и двух щеток 6.

Шестерня 3 (фиг. 164) привода вращается от винтовой шестерни 2, нарезанной на распредели тельном валу 1 двигателя. На верхнем конце валика 4, на который насажена шестерня 3, имеется поперечный паз, в который входит выступ 5 промежуточного вала 6.

Пружина 7 прижимает промежуточный вал к валу шестерни и не дает им разъединяться. На верхнем конце промежуточного вала 6 просверлено отверстие, в которое вставляют и закрепляют шплинтом нижний наконечник 9 гибкого вала 17.

Валик 4 шестерни привода смазывается маслом, распыленным в блоке двигателя, через отверстие А. Промежуточный вал 6 привода смазывается коллоидальной графитовой смазкой, заложенной в корпус привода при сборке. Корпус привода при сборке на заводе завальцовывают, и привод вследствие этого является неразборным.

Фиг. 163. Механический привод стеклоочистителя.

 

Оболочка 10 гибкого вала укреплена на корпусе привода накидной гайкой 8. Гибкий вал стеклоочистителя сделан по типу вала спидометра и состоит из сердечника, обвитого пятью слоями проволоки. Оболочка выполнена из профилированной проволоки подобно оболочке вала спидометра. Верхний конец оболочки закреплен накидной гайкой 16 на корпусе 11 редуктора. На верхнем конце гибкого вала 17 установлен наконечник 18, который соединяет вал с редуктором стеклоочистителя.

Редуктор стеклоочистителя установлен за передним щитком (под ветровым стеклом, посередине) и состоит из червячной пары 22 и 12 и механизма для включения и выключения стеклоочистителя. Бронзовый венец червячной шестерни 12 напрессован на стальную втулку 23, надетую на вал 28. На наружном конце оси закреплен кривошип 30, соединенный двумя тягами (шатунами) с кривошипами правой и левой щеток. Поводок каждый из щеток надет на ось соответствующего кривошипа. Этот механизм предназначен для преобразования вращательного движения вала редуктора в качательное движение щеток.

Фиг. 164. Червячный привод и редуктор стеклоочистителя.

 

Выключающий механизм редуктора состоит из зубчатой рейки 14 и шестерни 13, насаженной на вал рукоятки 25. Правый конец рейки загнут вниз и имеет вырез в виде полукруглой вилки, которым он может охватывать наконечник 18, прижимаясь одновременно к торцу муфты 21. Муфта жестко соединена с наконечником 18.

Наконечник 18 гибкого вала сделан пустотелым и внутри его имеется продольный паз. Наконечник надет на конец вала 20 червяка 22 так, что выступ 19 входит в паз наконечника,

Если поворачивать рукоятку 25 вправо или влево, то зубчатое колесо 13 будет передвигать рейку 14 соответственно налево или направо. При правом положении рейки (показанном на фигуре пунктиром) наконечник гибкого сала свободно перемещается по валу 20 червяка редуктора, и весь гибкий вал под действием пружины 7 привода опущен вниз; выступ 5 промежуточного валика входит при этом в паз валика 4 шестерни привода. При включенном стеклоочистителе правый конец рейки приподнят пружиной 15 кверху. Вследствие этого предотвращается постоянное соприкосновение загнутого конца рейки с вращающимся наконечником вала и, следовательно, износ этих деталей.

Фиг. 165. Установка редуктора и включателя стеклоочистителя на переднем щитке кузова:

1— гибкий вал; 2 — щит передка кузова; 3— уплотнительная втулка; 4 — оболочка гибкого вала; 5 — рукоятка включателя редуктора; 6—вилка; 7— гайка. 8— шайба; 9 — муфта включателя; 10 — рукоятка включателя; 11— редуктор; 12 — тяги к щеткам; 13 — кривошип редуктора.

 

Если затем повернуть рукоятку 25 вправо, то рейка будет сдвинута влево. Вилка рейки при этом по направляющим, сделанным в корпусе редуктора, опустится вниз и, захватив наконечник вала за торец муфты 21, потянет гибкий вал кверху. Выступ 5 промежуточного вала 6 выйдет из зацепления с валом 4 шестерен привода, и стеклоочиститель будет выключен. Механизм привода при этом будет вращаться вхолостую.

Для ограничения поворота рукоятки 25 и для того, чтобы удерживать ее во включенном или выключенном положении, в валик рукоятки вставлена шпилька-фиксатор 24, которая входит в канавку, сделанную на корпусе редуктора.

Осевое нажатие вала рукоятки 25 осуществляется пружиной 26. Поворот рукоятки 25 производится включателем, установленным на щитке приборов. Включатель соединен с рукояткой посредством вилки, охватывающей поперечный штифт рукоятки (фиг. 165).

В червячной шестерне 12 (фиг. 164) имеется храповой механизм, предназначенный для того, чтобы механизм привода редуктора мог пробуксовывать в том случае, если сопротивление движению щеток по стеклу почему-либо (например, при примерзании щеток к стеклу) возрастет больше допустимого предела. Храповой механизм состоит из шпильки 29, запрессованной в вал 28 шестерни. Шпилька входит в канавку, сделанную в стальной втулке 23 шестерни. Таким образом, вращение от шестерки 12 к валу 28 передается шпилькой 29.

Если усилие на щетках станет слишком велико, шпилька выскочит, из канавки, преодолев при этом силу натяжения пружины 27. Механизм привода стеклоочистителя начнет при этом работать вхолостую с характерным щелчком шпильки в те моменты, когда она будет проскакивать канавку.

Фиг. 166. Смазка валиков кривошипов стеклоочистителя.

 

Исправный храповой механизм срабатывает при моменте, приложенном к оси кривошипа, равном 0,150— 0,550 кгм.

Щетки стеклоочистителя должны быть прижаты к стеклу с усилием не менее 100 г и должны вытирать мокрое стекло насухо не более чем за 50 ходов.

При скорости движения, автомобиля 50 км/час щетки стеклоочистителя совершают 60 двойных ходов в минуту, что обеспечивает эффективную очистку стекла даже в самый сильный дождь.

Уход за стеклоочистителем

Во время эксплуатации требуется систематическая подтяжка винтов крепления накладок валиков кривошипов стеклоочистителя к кузову, подтяжка болтов крепления корпуса механизма привода к блоку цилиндров и смазка валиков кривошипов. Валики кривошипов нужно смазывать маслом для двигателя после каждых 500 км пробега и каждый раз после поездки в дождь. Для этого необходимо пропитать маслом фетровые шайбы 1 (фиг. 166), расположенные на валиках кривошипов 2 снаружи ветровою стекла. Валики кривошипов следует смазывать только после того, как ветровое стекло и передняя часть кузова совершенно просохнут после дождя или после мойки. В противном случае смазка фетровых шайб не даст результата. При смазывании нужно включить стеклоочиститель в работу.

Во избежание повреждений механизма редуктора ручку включателя стеклоочистителя как при включении, так и при выключении нужно поворачивать до упора.