Пуск холодного двигателя

Перед пуском двигателя необходимо рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение. Включив зажигание, нужно полностью вытянуть кнопку управления воздушной заслонкой и, не пользуясь педалью управления дроссельной заслонкой, нажать на педаль стартера. Если двигатель не начнет работать после двух-трех оборотов коленчатого вала, то, надо прекратить попытки пустить его и повторить их через несколько секунд. При первых вспышках в цилиндрах снять ногу педали стартера и нажать на педаль управления дроссельной заслонкой так, чтобы вал двигателя развил среднее число оборотов. Не следует допускать, чтобы число оборотов вала только что пущенного двигателя было большим, так как это приводит к значительному износу его деталей. Поддерживая небольшое число оборотов коленчатого вала двигателя, прогревать его, постепенно уменьшая число оборотов и вдвигая кнопку управления воздушной заслонки. Когда двигатель начнет устойчиво работать на холостом ходу (без нажатия на педаль управления дроссельной заслонкой), можно начинать движение.

Пуск двигателя, как правило, следует производить стартером. Однако при сильно разряженной аккумуляторной батарее или при неисправном стартере пуск двигателя осуществляют пусковой рукояткой.

Пусковую рукоятку следует держать, как показано на фиг. 167. При неправильном обхвате рукоятки можно повредить руку вследствие отдачи коленчатого вала в обратном направлении, например, из-за слишком раннего зажигания рабочей смеси в цилиндрах.

После продолжительной стоянки автомобиля на открытом воздухе при температуре не ниже минус 10° пускать двигатель без предварительного его подогрева надо следующим способом:

1. Провернуть вал пусковой рукояткой на 5— 10 оборотов.

2. Включить зажигание, полностью закрыть воздушную заслонку карбюратора и выключить сцепление.

При выключенном сцеплении уменьшается сопротивление последующему прокручиванию коленчатого вала двигателя, так как при этом не будет вращаться в загустевшем масле блок шестерен коробки передач. Одновременно вследствие уменьшения нагрузки на стартер снижается расход анергии аккумуляторной батареи и, следовательно, повышается срок се службы.

3. Включить стартер не более чем на 5 сек. с одновременным легким нажатием на педаль управления дроссельной заслонкой.

Если двигатель не будет пущен с первой попытки, то после минутного перерыва произвести трехкратное нажатие на педаль управления дроссельной заслонкой и вновь повторить пуск стартером.

Фиг. 167. Положение пальцев руки на пусковой рукоятке при пуске двигателя.

 

При описанном порядке операции технически исправный двигатель пускается без затруднений за одну-две (реже за три) попытки общей продолжительностью пуска от 4 до 13 сек.

При температуре окружающего воздуха ниже минус 15° перед пуском двигателя необходимо предварительно подогреть его, залив в систему охлаждения горячую воду. Вода должна быть нагрета до 80—100°. Воду заливают в систему при открытом спускном кранике на нижнем патрубке радиатора. Прогрев двигателя считается законченным, когда из краника вытекает достаточно горячая вода. Для прогрева двигателя через систему охлаждения надо пропустить воду в количестве, равном удвоенному заправочному объему.

Следует учитывать, что прогрев двигателя проливкой через систему охлаждения горячей воды в недостаточном количестве или применение недостаточно горячей воды могут вызвать затруднения при заправке. При недостаточном прогреве термостата его клапан остается закрытым, воздух из водяной рубашки блока цилиндров не может выйти в верхний бак радиатора, и в рубашке образуется воздушная пробка, препятствующая дальнейшей проливке. Чтобы ускорить открытие клапана термостата, рекомендуется обогрев термостата обкладыванием водяного патрубка головки блока цилиндров тряпками, смоченными в кипятке.

В некоторых случаях при пуске холодного двигателя (при температуре окружающего воздуха ниже минус 15°) прогрев только горячей водой может оказаться недостаточным. Масло в картере двигателя настолько загустевает, что провертывание коленчатого вала стартером и пусковой рукояткой становится крайне затруднительным. В таких случаях следует после возвращения в гараж выпускать из картера еще теплое масло в чистую посуду и хранить его в теплом помещении. При последующем пуске двигателя в картер заправляют предварительно разогретое масло.

Масло следует разогревать на закрытом пламени или в бидонах, опущенных в сосуд с водой. При любом способе разогрева температура масла не должна превышать 100°. Во избежание окисления нельзя подогревать масло на открытом пламени.

Во всех случаях пуска двигателя с предварительным подогревом порядок операций пуска остается таким же.

Следует учитывать, что двигатель при температуре окружающего воздуха от нуля до минус 15° можно пустить с помощью стартера значительно легче, чем пусковой рукояткой. Невозможность пуска чаще всего происходит из-за чрезмерного обогащения смеси, что, в свою очередь, получается провертыванием коленчатого вала при закрытой воздушной заслонке и выключенном зажигании. К такому же результату приводит и злоупотребление пользованием ускорительным насосом карбюратора (подкачкой бензина) в процессе пуска двигателя.