Виды и периодичность работ по техническому обслуживанию

После того как автомобиль был правильно обкатан, надежность его работы и срок его службы зависят от качества дальнейшего ухода и применяемых эксплуатационных материалов.

Уход за автомобилем состоит из технических осмотров, операций смазки, крепежных и регулировочных работ, а также чистки и мойки механизмов шасси и кузова. Комплекс перечисленных работ составляет так называемое техническое обслуживание.

Техническое обслуживание автомобиля проводится для обеспечения безопасности движения и своевременного устранения неисправностей и предупреждения их дальнейшего развития и, следовательно, увеличения срока службы автомобиля. В процессе технического обслуживания происходит подробное практическое ознакомление с автомобилем, позволяющее шоферу освоить способы проведения нужных регулировок, приобрести необходимые навыки для быстрого нахождения и устранения неисправностей е пути.

Осмотр перед выездом

Перед каждым выездом из гаража требуется тщательно осмотреть и проверить автомобиль. При этом следует проверить:

Наличие и уровень воды в радиаторе, а также его герметичность. Уровень воды должен быть на 2—3 см ниже края наполнительной горловины радиатора.

После пуска и прогрева двигателя вторично проверить уровень воды в горловине радиатора и долить воду до нормы.

Натяжение ремня вентилятора.

Уровень масла в картере двигателя, герметичность пробок, сальников и пр.

Уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и плотность (герметичность) соединений трубопроводов и шлангов системы гидравлического привода тормозов.

Наличие бензина в баке и герметичность соединения бензопроводов. Появление любой течи легко можно обнаружить при осмотре автомобиля и места его стоянки.

Состояние аккумуляторной батареи (например, по силе звука сигнала) и плотность крепления батареи в гнезде щита передней части кузова,

Исправность звукового сигнала, контрольных приборов, приборов соединение и крепление проводов к соответствующим клеммам в системе зажигания.

Затяжку гаек крепления дисков колес, крепление колесных колпаков на дисках и давление в камерах шин, не исключая запасного колеса. Покрышка запасного колеса должна плотно прилегать к резиновым буферам на задней панели кузова.

Исправность работы ножного и ручного тормозов.

Работу рулевого механизма,

Наличие и комплектность шоферского инструмента.

Надежность крепления номерного знака.

Безотказность пуска двигателя и нет ли шумов (или стуков) при его работе.

Проверку, аналогичную описанной, рекомендуется производить также и после возвращения автомобиля в гараж, Можно разделить объем работ осмотра перед выездом на две части так, чтобы одну часть операций производить до выезда, а вторую — после возвращения в гараж.

На протяжении всей эксплуатации автомобиля независимо от пройденного им пути автомобиль должен содержаться в чистом и опрятном виде. Сиденья и коврики пола нужно регулярно чистить, а весь автомобиль мыть и протирать. Мойку автомобиля следует производить после возвращения из поездки, пока грязь не засохла.

Наблюдение за состоянием автомобиля и осмотр его в пути

В процессе обкатки необходимо внимательно следить за работой автомобиля при движении и обращать внимание на все происходящие в нем изменения. По мере увеличения пробега накат автомобиля должен заметно улучшаться. Следует помнить, что накат автомобиля в значительной степени зависит от правильности регулировки схождения передних колес, давления в шинах и регулировки тормозов. Обнаруженный в пути плохой накат автомобиля следует устранить регулировкой тормозов и схождения передних колес и доведением давления в шинах до нормы, что может быть сделано как в пути, так и в гаражных условиях.

При движении автомобиля следует прислушиваться к появлению стуков и звуков, не свойственных исправному автомобилю, и немедленно после выяснения причин устранить неисправности (обычно они являются следствием недостаточной затяжки креплений).

При длительном непрерывном движении следует сделать остановку и осмотреть автомобиль, так же как перед выездом, исключая те агрегаты, о работе которых в пути не имелось замечании.

На остановке следует проверить уровень масла в картере двигателя, воды в радиаторе, а также надо проверить, не подтекает масло, вода или тормозная жидкость, и осмотреть шины.

Осмотр автомобиля и его обслуживание после пробега 3000 км

После пробега 3000 км можно достаточно полно определить техническое состояние автомобиля, и в случае появления каких-либо ненормальностей в работе его узлов надо устранить замеченные недостатки.

Осмотр автомобиля после пробега 3000 км должен содержать работы, производимые после пробега первой 1000 км и дополнительно тщательную проверку крепления коробки передач главной передачи (редуктора), стартера и глушителя.

Осмотр автомобиля и его обслуживание после пробега 6000 км

После пробега автомобилем 6000 км следует произвести полную проверку технического состояния автомобиля, включая все работы, предусмотренные обслуживанием после пробега первых 1000 и 3000 км.

Если за время эксплуатации автомобиля обнаруживались детонационные стуки в двигателе, то нужно снять головку блока цилиндров и удалить нагар. Рекомендуется также проверить правильность установки зажигания и величину зазора между контактами прерывателя, а также состояние щеток и коллектора генератора и стартера. У стартера следует смазать втулку привода.

В объем работ этого обслуживания также входят:

смена фильтрующего элемента (АСФО-3) фильтра тонкой очистки масла;

проверка и при необходимости чистка и регулировка контактов прерывателя;

осмотр, чистка свечей зажигания и регулировка зазоров между их электродами;

проверка зазоров (бокового качания) в подшипниках опорных тормозных дисков и, если надо, регулировка подшипников удалением регулировочных прокладок;

проверка и при необходимости регулировка рулевого управления.

Выполнение работ по обслуживанию автомобиля, объем которых увеличивается с увеличением общего пройденного пути, является профилактическим и, как было отмечено ранее, обеспечивает нормальную работу автомобиля, В случае появления каких-либо ненормальностей в работе отдельных узлов в сроки между профилактическими осмотрами нужно немедленно установить причину неисправности и устранить ее.

Дальнейшее профилактическое обслуживание рекомендуется производить через каждые 3000 км пробега, как описано выше.

Ежедневные осмотры и осмотры автомобиля в пути при этом не исключаются.

Смазка автомобиля

Смазка агрегатов и механизмов автомобиля имеет первостепенное значение для увеличения срока его службы, надежности и экономичности в эксплуатации, Для того чтобы обеспечить наилучшие условия работы агрегатов и механизмов автомобиля.

С наступлением лета или зимы следует заменять смазку в картере двигателя и агрегатах шасси независимо от пробега автомобиля.

Другим не менее важным условием обеспечения сохранности агрегатов и механизмов автомобиля и надежности его в эксплуатации является строгое соблюдение периодичности (в километрах пробега) пополнения и смены смазки.

Перед смазкой механизмы шасси обязательно нужно вымыть. Чтобы избежать попадания грязи в механизмы автомобиля во время смазки, следует предварительно удалить полностью грязь с пресс-масленок, резьбовых пробок и т. п.

Для удаления отработанной загрязненной смазки из смазываемого узла нужно набивать шприцем смазку в прессмасленки до тех пор, пока чистая смазка не покажется из места стыков и зазоров деталей узла.