Для обеспечения надежной и экономичной работы автомобиля надо еще до наступления холодов произвести соответствующую подготовку. Кроме общего технического осмотра, нужно промыть систему охлаждения, очистить ее от накипи и проверить работу термостата. Следует также промыть масляный картер двигателя и картеры агрегатов трансмиссии. Бензиновый бак, сетчатые фильтры карбюратора и бензинового насоса и бензопроводы следует также прочистить и промыть. Для промывки бензиновый бак нужно снять с, автомобиля. Все замеченные при техническом осмотре неисправности, особенно в системах питания и электрооборудования, должны быть устранены полностью.
С наступлением холодного времени на облицовку радиатора автомобиля надо надевать утеплительный чехол. При эксплуатации автомобиля в районах с холодным климатом можно рекомендовать применение утеплительного чехла и на капот двигателя. Форма и размеры утеплительных чехлов показаны на фиг. 169 и 170. Общий вид комплекта утеплительных чехлов, надетого па капот и облицовку радиатора автомобиля Москвич, показан на фиг. 171.
Если температура окружающего воздуха не ниже минус 10°, рекомендуется применение чехла только на облицовку радиатора.
В зимних условиях особое значение имеет тепловой режим двигателя. Надо стремиться поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 70—90°. Регулировать температуру жидкости нужно открытием или закрытием клапанов утеплительного чехла облицовки радиатора.
Если в результате перегрева двигателя произошла заметная убыль воды, то ее нужно долить. Доливать холодную воду можно только при работающем двигателе и притом медленно, тонкой струей.
Фиг. 169. Утеплительный чехол на облицовку радиатора (частично собранный).
Фиг. 170. Утеплительный чехол на капот двигателя.
При недостаточном утеплении капота и радиатора двигатель переохлаждается. При этом вода в нижнем баке радиатора может замерзнуть, в то время как в верхнем баке будет кипеть. В таком случае двигатель отогревают, накрывая облицовку радиатора и обеспечивая одновременно работу двигателя на малом числе оборотов холостого хода. Рекомендуется при этом проложить между облицовкой и нижней частью радиатора какой-либо теплоизоляционный материал, например войлок, лист картона, фанеры и пр.
На стоянках автомобиля обязательно закрывать полностью клапаны утеплительного чехла При непродолжительных стоянках необходимо, чтобы двигатель периодически работал с малым числом оборотов Признаком необходимости прогрева является снижение температуры воды в системе охлаждения до 30—40. при этом нижняя часть радиатора на ошупь еще теплая. Если произошла вынужденная остановка автомобиля на дороге, или предстоит длительная (например, на ночь) стоянка автомобиля
Фиг 171. Комплект утеплительных чехлов на капот и облицовку радиатора автомобиля.
В неотапливаемом гараже, необходимо слить воду из системы охлаждения, открыв спускной краник на нижнем патрубке радиатора (после выпуска воды краник нужно оставить открытым). Спускать воду из системы нужно, пока вода теплая,
Наиболее надежным средством предохранения системы охлаждения от размораживания является применение специальной смеси с низкой температурой замерзания. В качестве такой смеси рекомендуется применять антифриз (ГОСТ_ 159-52), который является водным раствором этиленгликоля (55% этиленгликоля и 45% воды). Антифриз — бесцветная жидкость с температурой замерзания (выпадение кристаллов) минус 40° и с удельным весом 1,055—1,080. Температура замерзания и удельный вес антифриза изменяются в зависимости от содержания воды в растворе. В процессе эксплуатации автомобиля вследствие испарения количество воды в растворе убывает, и антифриз становится более густым и вязким, причем удельный вес его повышается. При повышении удельного веса более 1,080 повышается и температура замерзания антифриза. Изменение удельного веса и температуры замерзания антифриза в зависимости от содержания в нем воды приведено в табл. 4.
При уменьшении количества раствора вследствие испарения следует доливать только воду.
Антифриз ядовит; при заправке и переливании из одной тары в другую нельзя пользоваться сифоном и отсасывать антифриз ртом через шланг. Б пожарном отношении антифриз безопасен.
Перед заправкой антифриза с систему охлаждения рекомендуется проверить качество (удельный вес) и чистоту его, а также промыть и очистить систему охлаждения от накипи.
Необходимо учитывать, что после промывки радиатор может дать течь в тех неплотностях (трещины, нарушения герметичности в местах пайки), которые раньше были закрыты накипью. Поэтому перед заправкой антифриза следует тщательно проверить герметичность системы охлаждения и устранить обнаруженные неисправности.
Наполняя радиатор антифризом, необходимо соблюдать осторожность и не расплескивать жидкость, так как она может испортить окрашенные поверхности деталей. Одновременно нужно следить, чтобы в антифриз не попали нефтепродукты (бензин или масло). Иначе во время работы двигателя произойдет вспенивание и выбрасывание антифриза через пробку радиатора.
Антифриз по сравнению с водой имеет более высокий температурный коэффициент расширения. Поэтому для предотвращения потерь антифриза от переливания его через пароотводную трубку и из-под пробки радиатора при нагреве нужно после заполнения системы слить через спускной краник радиатора в мерную посуду (например, мензурку) 360 см3 охлаждающей жидкости.
Потерю антифриза из-за его расширения при нагреве можно уменьшить, если заправить систему охлаждения лишь после того, как двигатель предварительно будет прогрет (при наличии воды в. системе охлаждения) до нормальной эксплуатационной температуры.
При отсутствии антифриза (ГОСТ 159-52) допускается пользоваться для заправки системы охлаждения жидкостями с низкой температурой замерзания, представляющими собой тройные (спирт — вода — глицерин) или двойные (спирт—вода) смеси.
Изменение удельного веса и температуры замерзания таких смесей в зависимости от содержания в них воды приведено в табл. 5.
При эксплуатации автомобиля с заправленными в систему охлаждения спирто-тлицериновыми смесями необходимо не допускать их кипения. Во время кипения спирт из раствора очень быстро испаряется. При убыли спирто-глицериновой смеси из системы охлаждения вследствие испарения необходимо доливать или спирт, или смесь спирта и воды, чтобы восстановить первоначальную плотность охлаждающей жидкости.
Не допускается смешивать жидкости с низкой температурой замерзания различного состава и использовать такие смеси для заправки системы охлаждения. При переходе на смесь иного состава необходимо перед заправкой промыть систему охлаждения.
Недопустимо применение в качестве охлаждающей жидкости каких-либо нефтепродуктов, так как они разрушают резиновые детали системы охлаждения и вследствие плохой теплопроводности и большой вязкости вызывают перегрев двигателя.
После зимней эксплуатации антифриз сливают и хранят в герметически закрытом сосуде до следующей зимы.
Совершенно недопустимо удалять термостат из системы охлаждения для предупреждения замерзания воды в радиаторе. Наличие термостата в "системе, особенно в период зимней эксплуатации, обязательно. Сокращая время прогрева холодного двигателя и поддерживая нормальный тепловой режим, термостат уменьшает износ деталей двигателя.
Спускать отработанное масло и смазывать механизмы надо по окончании работы автомобиля, пока трущиеся детали разогреты и масло теплое.
При заправке необходимо следить за тем, чтобы в картеры механизмов и в масло не попадали вода и снег.
Следует возможно чаще проверять уровень и состояние (вязкость) масла в картере двигателя, так как вследствие ухудшения условий испарения бензина и более частого пользования зимой воздушной заслонкой карбюратора масло разжижается интенсивнее, чем летом.
При длительной стоянке автомобиля (или хранении его) на открытом воздухе при температуре ниже минус 15° масло из картера двигателя рекомендуется спустить в специальную тару. Перед заправкой масло нужно подогреть.
При заправке бака бензином следить за тем, чтобы вместе с топливом в бак не попали снег пли вода. В противном случае неизбежно образование ледяных пробок в бензопроводах и в каналах карбюратора, вызывающих перебои в работе или полную остановку двигателя. Необходимо систематически прочищать сетчатые фильтры бензинового насоса и карбюратора и выпускать из отстойника накапливающуюся грязь и воду.
В связи с тем, что при низкой температуре окружающего воздуха напряжение на клеммах аккумуляторной батареи при ее разряде быстро падает, необходимо повысить плотность электролита. При сильных морозах (до минус 40°) плотность электролита должна быть доведена до 1,300 (по ареометру). В южных районах СССР плотность электролита должна быть равна 1,270. Кроме того, нужно постоянно поддерживать батарею в состоянии, близком к полному заряду. При оставлении неполностью заряженной батареи зимой на открытом воздухе электролит может замерзнуть, и эбонитовый бак батареи даст трещины. Например, электролит в батарее, разряженной до плотности 1.190, замерзает при температуре минус 27°, разряженной до плотности 1,111—при минус 10°.
При температуре окружающего воздуха минус 10° и ниже во избежание резкого снижения напряжения нужно снимать батарею с автомобиля на время стоянки и хранить ее в теплом помещении.
Длительная стоянка автомобиля на сильном морозе приводит к некоторому снижению эластичности резины покрышек и камер. Поэтому во избежание образования третий и других повреждений шин рекомендуется после трогания автомобиля с места на протяжении первых 1—2 км пути двигаться с пониженной скоростью.
Для уменьшения буксования ведущих колес на смежных дорогах следует менять местами колеса автомобиля. Колеса с шинами, имеющими меньший износ протектора, нужно поставить на задний мост.
Оставляя автомобиль на стоянке при сильном морозе, не следует затормаживать его ручным тормозом, так как при этом возможно примерзание колодок к тормозным барабанам. При последующем трогании автомобиля с места в деталях тормозных механизмов возникнут напряжения (при этом будет слышен характерный хруст), опасные для прочности деталей. Если на стоянке необходимо предохранить автомобиль от возможности качения, то следует включить первую передачу или задний ход.
При мойке автомобиля надо следить за тем, чтобы вода не проникла в трубчатую оболочку переднего троса ручного тормоза. Иначе при последующем выезде автомобиля на морозный воздух вода замерзнет в оболочке и затормаживание и оттормаживание автомобиля станут невозможными.
В зимнее время имеет большое значение прогрев двигателя после пуска. Известно, что интенсивный износ трущихся деталей двигателя происходит именно в период холодного пуска. Детали холодного двигателя после пуска длительное время работают с недостаточной смазкой. Загустевшее масло некоторое время не проталкивается по масляным каналам, не поступает к трущимся поверхностям деталей и последние работают с полусухим трением.
При отсутствии (или разрыве) масляной пленки, разжижении масла бензином, а также вследствие корродирующего действия продуктов сгорания рабочей смеси создаются благоприятные условия для износа деталей. Величина износа зависит также от скоростного режима работы двигателя после пуска его. Износ и повреждение деталей двигателя, прогреваемого при повышенном числе оборотов, за первые несколько минут могут превзойти износ и повреждения (задиры), полученные двигателем во время пробега 20 тыс. км в условиях нормальной эксплуатации под нагрузкой. Поэтому необходимо прогревать двигатель постепенно, на малых оборотах, при полностью закрытых клапанах утеплительного чехла на облицовке радиатора.
Прогрев нужно продолжать 10—15 мин. и заканчивать тогда, когда температура выходящей из готовки блока воды будет нормальной (70—90°). Большой ошибкой является часто практикуемое трогание автомобиля с места и начало движения сразу же после пуска холодного двигателя. В расчете на ускоренный прогрев двигателя под нагрузкой забывают о недопустимости такого прогрева двигателя, так как совершенно недостаточная смазка деталей, находящихся к тому же под повышенной нагрузкой, вызывает особенно сильный их износ.
При подготовке к весенне-летнему сезону необходимо выполнить следующее:
пролить систему охлаждения;
заменить смазку во всех агрегатах автомобиля на летнюю и произвести смазку ходовой части;
промыть аккумуляторную батарею и залить в нее электролит удельного веса 1.270;
промыть бензобак;
сменить тормозную жидкость в системе гидравлического привода тормозов.