Устройство и работа синхронизатора ЛуАЗ-969.

На вал коробки передач посажена на шлицах ступица 3 (рис. 119) муфты с надетой на пес шлицевой муф­той 4 (15, рис. 117) включения III и IV передач (для включения I и II передач такой муфтой явля­ется шестерня заднего хода ведомая 37 (рис. 117). Шестерня 18 III передачи и 12— IV (а для I и II передач—соответственно 34 и 39) имеет зубча­тый венец 1 (рис. 120), которым она при включении передачи соединяется со ступицей 6 синхронизато­ра посредством муфты синхронизатора 3. На кону­сы зубчатых венцов шестерен надеты бронзовые блокирующие (тормозные) кольца синхронизатора 2 с нарезанной на их конусной поверхности масло-сгонной резьбой. Блокирующие кольца сопряжены со ступицей синхронизатора сухарями 2 (рис. 119), которые установлены в соответствующих вырезах колец 1 и ступицы 3. Сухари прижимаются пру­жинными кольцами 5 к муфте 4. Таким образом, ступица в (рис. 120, а) в сборе с муфтой 3 и коль­цами синхронизатора 2 вращается с частотой вра­щения вала, на который она посажена. Шестерни же в сборе с венцами 1 вращаются на своих под­шипниках относительно муфты 3 (и колец 2), как правило, с другой частотой. Включение передачи производится перемещением вилкой 5 муфты 3 на венец 1 шестерни вклю­чаемой передачи (при выключенном сцеплении) следующим образом: и начале перемещения (рис. 120, b ) муфта 3 скошенными торцами своих зубьев упирается и скошенные торцы зубьев блокирующего кольца 2 (совпадения зубьев муфты с впадинами венца бло­кирующего кольца вначале не происходит из-за того, что кольцо смещено ведущими его сухарями 4). От давления зубьев муфты на зубья кольца-2 последнее прижимается к конусной поверхности зубчатого венца 1, удаляет с нее своей резьбой смазку и нарастающей силон трения тормозит шестерню включаемой передачи;

затормаживаясь и прекращая свободно враща­ться па подшипнике, шестерня посредством ступи­цы синхронизатора оказывается в жесткой связи с валом этой ступицы, и ведущий вал коробки пе­редач приводится во вращение (при движущемся автомобиле) ведомым валом с частотой соответ­ственно передаточному числу пары шестерен вклю­чаемой передачи; при дальнейшем перемещении муфты синхронизатора ее зубья проскальзывают во впадины кольца и затем во впадины зубчатого венца шестерни — передача включена (рис. 120, с).

В картере 3 (рис. 117) понижающей передачи установлен механизм подключения редуктора зад­него моста автомобиля к ведомому валу коробки передач. На ступице 74 этого механизма (являю­щейся валом отбора мощности) установлен зубча­тый фланец 73, с которым соединяется приводной вал редуктора заднего моста. При отключенном редукторе заднего моста ведомый вал коробки передач и ступица 74 вращаются независимо друг от друга (на ступицу 74 передается крутящий мо­мент задних колес через колесные редукторы, полу­оси, редуктор заднего моста и приводной вал). Подключение ступицы 74 к ведомому валу ко­робки передач производится перемещением шестер­ни 84 по шлицам венца этой ступицы на венец 49, имеющий в ведомом валу колобки передач шли-цевое соединение. Включение понижающей передачи (возможно только при включенном редукторе заднего моста и при нейтральном положении рычага переключе­ния передач) производится блоком шестерен 85. При этом блок 85 своим венцом большего диамет­ра входит в зацепление с меньшим венцом блока шестерен 47, а венцом меньшего диаметра — с шестерней 84. В этом случае крутящий момент от ведущего вала коробки передач передается шестер­ней# на шестерню 84 через введенные в зацепле­ние между собой блоки шестерен 47 и 85 (блок 47 вращается на подшипнике 16, а блок 85 с запрес­сованной в пего бронзовой втулкой — на осп 86). Передача заднего хода обеспечивается блоком из шестерен 25 и 27 (рис. 118). Промежуточная ве­домая шестерня 25 заднего хода на шлицевон вал 28 напрессована, а промежуточная ведущая шес­терня 27 заднего хода имеет со шлпцевьш валом шлицевое соединение и перемещается по нему вил-коп включения 26 заднего хода. Шлицевоп вал с запрессованными в него бронзовыми втулками вра­щается на оси 30. С шестерней 25, как уже указы­валось выше, находится в зацеплении зубьями ведущей шестерни первой передачи вал 26 (рис. 117). Включение передачи заднего хода про­изводится перемещением шестерни 27 (рис. 118) в зацепление с ведомой шестерней заднего хода 37 (рис. 117). Задний мост и понижающая передача включа­ются рычагом 89 вилками соответственно 66 и 64. Вилка 66 имеет со своим штоком 65 болтовое сое­динение и при включении заднего моста, переме­щаясь вместе со штоком 65, передвигает шестерню 84 на зубчатый венец 49. Вилка 64 имеет со своим штоком 63 болтовое соединение и при включении понижающей передачи, перемещаясь вместе со штоком 63, передвигает блок шестерен 85 по оси 86 в зацепление с блоком шестерен 47 и шестер­ней 84. Все передачи, кроме понижающей, включаются рычагом 90 с ползуном 54. Ползун 54 посажен на шток 2 и с ним соединен болтом 55. Своим поводком ползун 54 при включении передачи размеща­ется в лазу головки того штока (рис. 117), которым включается данная передача: верхняя головка — штока 10 (рис. 118) включе­ния передачи заднего хода; средняя головка - штока 23 (рис. 118) включе­ния III и IV передач; нижняя головка штока 20 (рис. 118) включе­ния I и II передач. Для предотвращения возможности включения сразу двух передач штоки имеют замки. Так при включенной какой-либо передаче ползуном 54 (рис. 117) со штоком 2 замок 91 подвигается в упор к штоку 65. Если при этом задний мо ст вкл ю­чен, то толкатель 92 является расположенным по оси замков 91 и 93. Замок 91 подвигает этим толка­телем замок 93 в лунку штока 63 вилки включения понижающей передачи и, следовательно, включе­ние понижающей передачи становится невозмож­ным. Таким же образом блокируется шток 2 при включенной понижающей передаче. Такую же зам­ковую блокировку имеют штоки 1С), 23 и 20 (рис. 118). Длина замков 21, 24 (рис. 118), 91 и 93 (рис. 117) равна соответственно 9,98...10,10 mm ; 15,18...15,30 mm ; 33,93...34,10 mm ; 29,36...29,50 mm , а толкателей замков 92 и 22 (рис. 118)—соответ­ственно 12,38... 12,50 mm и 1 1,36...11,50 mm. Дифференциал с шестернями главной передачи показан на рис. 121. Боковой зазор между зубьями шестерен главной передачи (должен быть 0,08...0,22 mm ) регулируется гайками 6 и 14. Рас­положение пятна контакта на зубьях показано на рис. 122. Регулировка зазора 0,08...0,22 mm между зубья­ми шестерен главной передачи с одновременным получением удовлетворительного расположения пятна контакта на зубьях возможна только при точной установке ведущей шестерни по размеру F (рис. 123).

Главная передача, отрегулированная на заводе, как правило, в дальнейшем регулировки не требу­ет. Необходимость в регулировке может возник­нуть лишь после продолжительной эксплуатации автомобиля или в результате нарушения рекомен­даций по применению масел и правил эксплуата­ции. Признаком того, что требуется отрегулировать передачу, является повышенный шум в ней и уве­личение бокового зазора между зубьями шестерен до 0,3 mm и более.