ДВИГАТЕЛЬ ЛуАЗ -ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Техническое состояние двигателя, как и автомо­биля в целом, не остается постоянным в процессе продолжительной эксплуатации.

В период обкатки по мере приработки трущих­ся поверхностей уменьшается расход горючего, сни­жается угар масла.

Далее наступает довольно продолжительный период, когда техническое состояние двигателя практически неизменно.

По мере износа деталей увеличивается прорыв газов через поршневые кольца, падает компрессия в цилиндрах, увеличивается утечка масла через зазоры в соединениях, и падает давление в системе смазки. Следовательно, постепенно уменьшается и эффективная мощность двигателя, увеличивается расход топлива, возрастает расход масла.

Техническое состояние двигателя определяется: тяговыми качествами двигателя; расходом топлива; расходом масла; величиной компрессии в цилинд­рах; шумностью работы двигателя.

Наиболее объективной оценкой технического состояния двигателя является его проверка на спе­циальном стенде, имеющем нагрузочное устройство. Однако для этого его необходимо демонтиро­вать с автомобиля, а это связано с затратой време­ни и средств.

Ниже приведено несколько способов проверки технического состояния двигателя, не связанных с дополнительными затратами.

Перед испытанием проверьте и, при необходи­мости, отрегулируйте ходовую часть автомобиля схождение и развал передних колес, тормоза, дав­ление воздуха в шинах и т. п.).

Готовность автомобиля для испытания устанав­ливается определением пути его свободного ка­чения.

Перед испытанием убедитесь в том, что двига­тель в нормальном состоянии (соответствуют нор­ме зазоры в клапанах, угол опережения зажига­ния, зазоры в контактах распределителя зажига­ния и др.). Двигатель и агрегаты шасси перед началом испытаний прогрейте, двигаясь на автомо­биле на средних скоростях 30 min . Стекла дверей плотно закройте.

Путь свободного качения автомобиля опреде­ляют в двух заездах во взаимно противоположных направлениях.

Двигаясь со скоростью 50 km /h у мерной линии быстро выключите сцепление и немедленно переве­дите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Замерьте расстояние до места полной остановки автомобиля.

Путь свободного качения технически исправного и обкатанного (не менее 4000 km ) автомобиля дол­жен превысить 290 т.

Определение тяговых качеств Определение тяговых каче ств дв игателя произ­водится путем определения максимальной скорос­ти автомобиля.

Максимальная скорость автомобиля определя­ется с хода на высшей передаче на мерном участке длиной 1 km . Разгон автомобиля должен быть достаточным для достижения к моменту выезда на мерный участок установившейся (максималь­ной) скорости.

Время прохождения, автомобилем мерного уча­стка определите по секундомеру, который включите и выключите в моменты прохождения мимо километровых столбов, ограничивающих мерный учас­ток. За действительное значение максимальной скорости автомобиля принимают среднее арифме­тическое из скоростей, полученных в двух заездах во взаимно противоположных направлениях, выпол­ненных непосредственно один за другим.

Скорость автомобиля определите по формуле:

где Т — время прохождения километрового мерно­го участка, s . Приемистость. Для полноты оценки тяговых ка­че ств дв игателя следует проверить приемистость, т. е. время прохождения участка 1 km с места с последовательным переключением передач при тех же условиях, что и в предыдущем случае (тепловое состояние двигателя, нагрузка автомобиля, дорога, атмосферные условия и др.). Автомобиль разгоните с места на I передаче энергичным нажатием на педаль акселератора. Трогаться с места следует плавно. Переключать передачи быстро и бесшумно при наивыгоднейших режимах (при достижении скоростей на I передаче примерно 15 km /h , на II — 30 km /h , на III — 50 km /h . Замеры выполните в обоих направлениях участка, причем оба замера должны следовать не­посредственно один за другим). Время измеряется с момента трогания до мо­мента переезда границы участка в 1 km . По резуль­татам замеров подсчитайте среднее время. Если по результатам испытаний максимальная скорость автомобиля не менее 85 km /h , а время разгона не более 55 s , то это значит, что двигатель развивает необходимую мощность. Снижение максимальной скорости больше, чем на 15 % от нормальной и увеличение времени раз­гона на участке в 1 km более чем на 25 % при ис­правном техническом состоянии ходовой части ав­томобиля и при соблюдении указанных выше условий испытаний, указывают на недостаточную мощность двигателя и на необходимость более детальной проверки состояния двигателя и выявле­ния причин, вызвавших снижение мощности.

Проверка экономичности

Эксплуатационный расход топлива. Экономиче­ ская характеристика автомобиля, т. е. зависимость расхода топлива Q (1/100 km ) от скорости движе­ния автомобиля V ( km / h ), показана на рис. 4. Величина эксплуатационного расхода топлива в большой степени зависит от дорожных и климати­ческих условий, режима движения (скорость, на­грузка, дальность и частота поездок) и квалифика­ции водителя.

В связи с этим нельзя с достаточной объектив­ностью судить о техническом состоянии автомоби­ля по эксплуатационному расходу топлива, тем более по нему нельзя судить о техническом состоя­нии двигателя (т. к. на расход топлива существен­но влияет состояние ходовой части автомобиля).

Объективным показателем технического состоя­ния двигателя служит контрольный расход топ­лива.

Экономическая характеристика Замер контрольного расхода заключается в определении расхода топлива при скорости 55 ... 60 km /h с технически исправной ходовой ча­стью при соблюдении условий испытания, изложен­ных выше.

Измерение выполняйте на участке дороги дли­ной не менее 5 km с постоянной скоростью, в двух противоположных направлениях движения не менее чем по 2 раза в каждом направлении. При этом топливо в карбюратор нужно подавать из специ­альных мерных колб или мерного бачка. Замеры производите лишь после того, как полностью уста­новится нормальный тепловой режим двигателя.

Подсчитанный контрольный расход относится к заданной скорости.

Действительная скорость не должна отличаться от заданной более чем на ± 1 km /h . Если контроль­ный расход топлива не превышает 10 1/100 km — это свидетельствует об исправности двигателя.

Расход масла двигателем замеряют обычно в период между сменами масла при режимах движе­ния, характерных для нормальной эксплуатации. Расход масла определяется его взвешиванием до и после пробега с учетом расхода на доливки. Масло сливайте (температура 60°С) при одинако­вом (по возможности горизонтальном) положении автомобиля во время залива и слива. Сливайте масло при открытой маслозаливной горловине в течение 10 min для полного стекания масла со сте­нок картера. Можно замерить расход масла, допол­няя его до первоначального уровня (до верхней риски маломерного щупа) из заранее взвешенной емкости.

Расход масла Р определите как среднюю вели­чину за пробег:

где Q 1 — залитое в картер двигателя масло, g ; Q 2 —слитое из картера масло, g ; Q 3 — долитое масло за период проверки, g ; L — пробег за период проверки (обычно меж­ду двумя сменами масла), km . Примечание. При необходимости определить расход масла за более короткое время эксплуатации автомобиля мож­но ограничиться пробегом 100 km (не менее) при режиме рав­номерного движения со скоростью 55 ... 60 km /h . На протяжении срока службы двигателя, начи­ная с момента обкатки, расход масла не остается постоянным. Постепенно снижаясь за период обкат­ки двигателя, расход масла обычно стабилизирует­ся после пробега 4000 ... 5000 km и не превышает 100 g /100 km . После пробега 35 000 ... 40 000 km