Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала снабжены тонкостенными, взаимозаменяемыми вкладышами, изготовляемыми из стальной ленты, залитой свинцовистым баббитом (подробнее см. раздел „Реставрация изношенных вкладышей" главы III). Шатунные и коренные вкладыши показаны на рис, 18, а их основные размеры (для вкладышей стандартного размера) приводятся в табл. 7.
Примечание. До начала 1952 г. общая толщина стенки шатунных вкладышей выдерживалась в пределах
мм .
Незначительная толщина слоя баббита на вкладышах обеспечивает повышение работоспособности и долговечности их„ вследствие более высокой усталостной прочности тонкого слоя баббита в сравнении с толстым . Так как при небольшом слое баббита уплотнение его в процессе работы практически отсутствует, то коренные и шатунные подшипники двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 не нуждаются во время эксплуатации в периодических подтяжках и поэтому в них нет никаких регулировочных прокладок, устанавливаемых обычно в подшипники с толстым слоем баббита.
Высокая точность изготовления шеек коленчатых валов вкладышей и постелей для них в блоках и в нижних головках шатунов обеспечивает возможность смены вкладышей в эксплуатации (при ремонтах) без каких-либо дополнительных подгоночных операций (шабровка, прижиг и пр.).
Для двигателей ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 применяются одни и те же вкладыши шатунных и коренных подшипников. Вкладыши переднего и двух средних коренных подшипников для двигателя ГАЗ-51 одинаковы с одноименными вкладышам подшипников для двигателей ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69. Шатунные вкладыши двигателя ГАЗ-51 на 2 мм короче, а задние коренные на 1,5 мм длиннее одноименных вкладышей двигателей ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 (см, табл , 8).
В каждый подшипник устанавливают два вкладыша. От осевых перемещений и проворачивания вкладыши удерживаются при помощи фиксирующих выступов, входящих в соответствующие им прорези в постелях для них в блоках и в шатунах.
Оба вкладыша, устанавливаемые в шатунный подшипник,— одинаковы. Рабочая (баббитовая) поверхность их не имеет смазочных канавок. Небольшое отверстие, имеющееся во вкладышах, обеспечивает подвод масла к отверстию в нижней головке шатуна, предназначенному для смазки цилиндров, кулачков распределительного вала и тарелок толкателей. Для сохранения взаимозаменяемости верхних и нижних вкладышей это отверстие делается во всех шатунных вкладышах.
Вкладыши переднего, двух средних и заднего коренных подшипников отличаются друг от друга по ширине. Вкладыши, предназначенные для установки в один коренной подшипник, отличаются также и друг от друга: верхний вкладыш (устанавливаемый в блок) имеет в центре отверстие для подвода смазки к коренной шейке вала из масляного канала в блоке; нижний вкладыш (устанавливаемый в крышку) не имеет этого отверстия.
Для обеспечения непрерывной подачи смазки к шатунным шейкам коленчатого вала оба вкладыша каждого коренного подшипника снабжены кольцевой канавкой, лежащей в плоскости вращения отверстия масляного канала в коленчатом вале. Во вкладышах заднего коренного подшипника имеется дополнительная кольцевая канавка, расположенная около их заднего торца. Назначение этой канавки состоит в том, чтобы предотвратить выход большого количества масла из заднего конца подшипника и тем самым ограничить поступление его к маслосбрасывающему бурту и сальнику заднего коренного подшипника. Масло, попавшее в эту канавку, через небольшое отверстие во вкладыше крышки, сообщающееся со сверленым отверстием в ней, отводится в картер двигателя.
Масляный зазор в новых неизношенных коренных и шатунных подшипниках находится в пределах 0,026—0,077 мм.
Для обеспечения указанных масляных зазоров, исключения возможности деформации постелей и надрыва резьбы, затяжку болтов коренных подшипников и гаек болтов шатунов следует производить динамометрическим ключом. Необходимая для этой затяжки величина контролированных моментов указана в разделе „Общие указания по разборке и сборке двигателей" главы IV.