Клапаны— нижние, односторонние, расположены с правой стороны блоков цилиндров и приводятся в действие от распределительного вала толкателями (рис. 19).
Впускной клапан изготовлен из хромистой стали 40Х; выпускной—из жароупорной стали Х9С2 (ЭСХ8). По внешнему виду клапаны отличаются друг от друга диаметром тарелки и наличием у выпускного клапана под головкой проточки несколько меньшего диаметра, чем стержень, которая предотвращает заедание верхней, омываемой отработанными газами части клапана в направляющей втулке. Наружный диаметр тарелки впускного клапана равен -39 мм, а выпускного—36 мм. Угол седла обоих клапанов—45°; высота подъема их—9,2 мм. Фазы газораспределения двигателей ГАЗ-61, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69, определяемые но углу поворота коленчатого вала, — одинаковы. При расчетном зазоре между клапаном и толкателем (0,35 мм— дл я впускного и выпускного клапанов) впускной клапан открывается за 9° до верхней мертвой точки, а закрывается через 61° после нижней мертвой точки; выпускной клапан открывается за 47° до нижней мертвой точки, а закрывается через 13° после верхней мертвой точки.
Для притирки клапанов на их головках имеются пазы под отвертку.
В нижней части стержня клапана 2 (рис, 20) имеется выточка, в которую входят своими выступами два сухарика 3 тарелки клапанной пружины 1.
Наружная поверхность сухариков— ко ническая, точно соответствующая коническому гнезду в тарелке клапанной пружины. Под действием клапанной пружины тарелка садится на сухарики, запирая их, и удерживается от перемещения вниз.
Нижние торцы стержней клапанов, соприкасающиеся с толкателями, имеют высокую твердость.
Оба клапана работают в сменных направляющих втулках из серого чугуна, проходящих окончательную обработку после запрессовки в блок.