Распределительные валы двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12, с одной стороны, и двигателей М-20 и ГАЗ-69, с другой,— одинаковы. Все они изготовляются из стали марки 40 с содержанием углерода 0,40—0,45% и работают в четырех подшипниках, снабженных свернутыми из сталебаббитовой ленты втулками.
Подшипники расположены в верхней картерной части блоков цилиндров с правой стороны. Окончательная обработка подшипников распределительного вала производится после запрессовки их в блок. Для удобства обработки подшипников и установки распределительных валов, диаметры опорных шеек распределительных валов различны. Диаметр первой шейки равен 52 мм, второй—51 мм, третьей—50 мм и четвертой—4о мм.
Профили впускных и выпускных кулачков на всех валах одинаковы между собой.
Кулачки по своей ширине шлифуются на конус, назначение которого состоит в сообщении вращения толкателю (см. выше— „Т олкатели"). Величина конуса—7,5—12.5 меньшее основание его направлено в сторону передней опорной шейки. Такое направление конусности сообщает толкателю вращение против часовой стрелки, благодаря чему регулировочный болт-толкателя при соприкосновении с ножкой клапана стремится силами трения завертываться в толкатель, увеличивая тем самым затяжку контргайки, и предотвращает возможность самопроизвольного нарушения зазоров между клапаном и толкателем во время работы двигателя.
За одно целое с распределительными валами выполнены: винтовая шестерня привода масляного насоса, расположенная в средней его части, и эксцентрик привода бензинового насоса, находящийся между кулачками выпускного и впускного клапанов первого цилиндра.
Для повышения износостойкости кулачки, эксцентрик бензинового насоса и шестерня привода масляного насоса подвергнуты поверхностной закалке токами высокой частоты до твердости 52—60 единиц по Роквеллу , шкала С.
Привод распределительного вала осуществлен парой шестерен со спиральным зубом. Чтобы их работа была бесшумной, шестерню распределительного вала изготовляют из текстолита (со стальной ступицей); шестерня коленчатого вала—стальная .
В обеих шестернях имеются резьбовые отверстия для съемника. Снаружи шестерни закрыты крышкой, отштампованной
из листовой стали. Установка шестерен для обеспечения правильных фаз газораспределения должна производиться таким образом, чтобы метка „0" на зубе шестерни коленчатого вала приходилась против риски у впадины зубьев шестерни распределительного вала (рис. 23).
Осевые перемещения распределительного вала воспринимаются стальным упорным фланцем 2 (рис. 24), привернутым двумя болтами 3 к переднему торцу блока. Этот фланец помещается между торцем первой опорной шейки распределительного вала 5 и ступицей распределительной шестерни. Толщина опорного фланца на 0,1—0,2 мм меньше толщины распорного кольца 4, зажатого между торцами шейки вала и ступицы шестерни. За счет разницы в толщинах этих двух деталей обеспечивается необходимый осевой зазор распределительного вала. Схема образования этого зазора показана на рисунке сверху (в окружности).