Система смазки двигателей—комбинированная : под давлением и разбрызгиванием. На рис. 25 и 26 показаны соответственно схемы смазки двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-69.
Схема смазки двигателя ЗИМ-12 ничем не отличается от схемы смазки двигателя ГАЗ-51. Схема же смазки двигателя: М-20 отличается от схемы смазки двигателя ГАЗ-69 только лишь отсутствием в ней масляного радиатора.
Как видно из схем, под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов. Масло подается к ним по сверленым масляным каналам в блоках цилиндров им в коленчатых валах. Стенки цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительных валов и тарелки толкателей смазываются маслом, выбрасываемым из концов подшипников коленчатых и распределительных валов и из специально предназначенных для этого отверстий в нижних головках шатунов (когда эти отверстия совпадают с масляными каналами, подающими смазку от коренных подшипников коленчатого вала к шатунным).
Масло, поступающее из указанных мест, увлекается вращающимся коленчатым валом, с силой разбрасывается во все стороны картера двигателя и в виде мельчайших капелек и тумана попадает на поверхности трения.
На двигателях М-20 и ГАЗ-69 стержни толкателей смазываются под давлением из продольных каналов, проходящих: через их направляющие (см. выше „Блок цилиндров").
К стержням толкателей двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 смазка поступает самотеком из специальных колодцев в клапанной, коробке, в которых она скапливается из масляного тумана и брызг, попадающих в клапанную коробку из картера через небольшие отверстия, имеющиеся в нижней стенке ее.
Стержни клапанов всех двигателей смазываются также масляным туманом, образующимся в клапанной коробке.
Шестерни распределения смазываются пульсирующей струей масла, поступающей через трубку 25 из переднего подшипника распределительного вала. Для этой цели на передней-шейке распределительного вала сделаны две канавки (рис. 27), которые дважды за каждый оборот распределительного вала соединяют трубку 25 с масляным каналом, подводящим смазку к этому подшипнику.
Упорный подшипник распределительного вала смазывается также от передней опорной шейки через отверстие, выходящее в передний торец ее и образованное двумя расположенными под углом в 90° друг к другу сверлениями (см. рис. 24).
Водяной насос и агрегаты электрооборудования смазываются отдельными масленками.
Как видно из рис . 25 и 26, масло засасывается шестеренчатым насосом 2 из масляного картера через маслоприемник 4, который снабжен мелкой проволочной сеткой, исключающей возможность попадания крупных загрязняющих масло частиц, из картера в масляную магистраль. Маслоприемник является таким образом первичным масляным фильтром двигателя. На
случай засорения сетки маслоприемника, его конструкцией предусмотрена возможность поступления масла в насос, минуя сетку, через специальное отверстие—клапан, расположенный в ее центре (рис. 28).
При незасоренной сетке это отверстие закрыто, так как упругостью сетки прижимается к поддону маслоприемника и перекрывается им; масло при этом поступает в насос только через отверстия сетки. При засорении сетки и, следовательно, при увеличении сопротивления преходящему через нее маслу, сетка отжимается от поддона разряжением, создаваемым насосом, отверстие-клапан открывается, и масло свободно поступает через него в насос.
Наличие плавающего маслоприемника обеспечивает поступление в насос наиболее чистой части картерного масла из верхних его слоев.
Из насоса масло по перекидной трубке подается на леву ю- сторону двигателя в фильтр грубой очистки 8 и далее в продольный масляный канал 7 блока цилиндров. Таким образом, все масло, подаваемое насосом в масляную магистраль, проходит предварительно через фильтр грубой очистки, который задерживает значительную часть крупных частиц грязи (величиной более 0,08 мм) и смолистых веществ, имеющихся в масле.
Продольный масляный канал 7, расположенный с левой стороны блока, просверлен по всей его длине. Из продольного масляного канала производится питание коренных подшипников коленчатого вала и подшипников распределительного вала, с которыми он соединяется четырьмя поперечными масляными каналами 6 (также сверлеными).
К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подводится от коренных подшипников по каналам 5, просверленным в его теле.
Параллельно в масляную магистраль включен фильтр тонкой очистки, который отделяет от масла мельчайшие механические частицы, находящиеся в нем во взвешенном состояния, и смолистые вещества, пропущенные фильтром грубой очистки.
Благодаря высокой производительности масляного насоса через фильтр тонкой очистки за короткий промежуток времени проходит все масло, находящееся в картере.
На двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12 (см. рис. 25) масло поступает в фильтр тонкой очистки из продольного масляного канала 7 по трубке 13 и стекает из него по трубке 14 в маслоналивной патрубок 18, а оттуда— в картер двигателя.
На двигателях М-20 и ГАЗ-69 (см. рис. 26) масло поступает в фильтр тонкой очистки по шлангу 24 из масляного насоса 2 и вытекает из него по шлангу 26 непосредственно в картер двигателя.
Маслоналивные патрубки на всех двигателях закрываются герметичными крышками. На двигателе ЗИМ-12 маслоналивной патрубок, в отличие от двигателя ГАЗ-51, а также от двигателей М-20 и ГАЗ-69, снабжен воздушным фильтром вентиляции картера.
Уровень масла в картере проверяется по меткам стержневого указателя, расположенного с левой стороны двигателей.
На указателе имеются две метки: „П" (верхний предел) и „О " (нижний предел). Уровень масла необходимо всегда поддерживать вблизи метки „П ". Снижение уровня масла ниже метки „О " опасно для двигателя и ни в коем случае не должно допускаться. Чрезмерное повышение уровня также недопустимо, так как приводит к забрасыванию маслом свечей, ускорению закоксовывания маслосъемных колец и повышению расхода смазки.
Емкость масляной системы (включая и фильтры) составляет:
для двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 —7л, двигателя М-20 —6 л, ГАЗ-69 —5,5 л.
Для охлаждения масла в жаркую погоду (при температуре воздуха выше +20 С) и при работе автомобиля в тяжелых условиях (независимо от времени года) в масляную систему двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12 и ГАЗ-69, параллельно ей, включен трубчато-пластинчатый масляный радиатор, расположенный перед водяным радиатором,
На двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12 масло поступает в радиатор из напорного канала масляного насоса в блоке цилиндров. Пройдя через радиатор, охлажденное масло сливается обратно в картер двигателя.
На двигателе ГАЗ-69 масло поступает в радиатор из фильтра грубой очистки, а сливается из него в картер двигателя через маслоналивной патрубок.
Подвод масла к радиатору и отвод масла из него осуществляются гибкими шлангами.
Включение и выключение масляного радиатора производятся с помощью специального краника, расположенного на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12 на блоке рядом с масляным насосом, а на двигателе ГАЗ-69— на корпусе фильтра грубой очистки. Масляный радиатор изображен на рис. 29.
Масляная система двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 имеет два клапана: редукционный 1 на крышке масляного насоса и перепускной 12 на крышке фильтра грубой очистки, В масляной системе двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 имеется еще третий предохранительный клапан 20 на присоединительном штуцере масляного радиатора. Все три клапана имеют регулировку, осуществляемую на заводе, за счет применения определенных по усилию пружин. Нарушение заводской регулировки клапанов (изменение усилия пружины, постановка под пробку клапана различных по толщине шайб и т. д.) в эксплуатации категорически запрещается.
Редукционный клапан ограничивает давление масла в системе смазки за счет перепуска его излишков из нагнетательной полости масляного насоса во всасывающую, не позволяя ему подняться выше 4 кг/см 2 . Без него давление масла в системе могло бы подняться значительно выше, так как производительность насоса больше, чем это нужно для смазки нового или малоизношенного двигателя.
По мере износа двигателя количество масла, прокачиваемого через масляные зазоры, увеличивается, а перепускаемого редукционным клапаном— ум еньшается. В результате давление масла в системе смазки длительное время поддерживается на достаточно высоком уровне независимо от возрастания износов двигателя.
Редукционный клапан ограничивает давление масла в системе смазки также и во время пуска двигателя, когда масло в нем еще не прогрелось и обладает повышенной вязкостью, вследствие чего оно труднее проникает в масляные зазоры и прокачивается через них в значительно меньшем количестве, чем на прогретом двигателе. Если бы при этом не происходило перепуска масла внутри самого насоса, то в масляной магистрали создавалось бы недопустимо высокое давление, которое неизбежно приводило бы к ее повреждениям.
Направляющий колпачок 4 пружины введен в конструкцию редукционного клапана (рис. 30) двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12 и М-20 со второй половины 1952 года—с целью уменьшения воя пружины во время работы. При всякого рода разборках этого клапана, связанных с промывкой его деталей, необходимо тщательно следить за правильной постановкой деталей на их места, а именно: сначала ставить шарик, а затем направляющий колпачок. Последний должен быть обращен при этом вогнутой поверхностью к шарику.
Перепускной клапан пропускает масло мимо масляного фильтра грубой очистки продольный масляный канал в случаях увеличения сопротивления фильтра, что может быть при его засорении, а также при работе на густом, холодном масле, медленно проходящем через фильтр. Этот клапан отрегулирован на давление в 0,7—0,9 кг/см 2 .
Конструкция перепускного клапана показана на рис. 37.
Предохранительный клапан 20 двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 открывается при давлении около 1 кг/см 2 , благодаря чему масло циркулирует через радиатор только при наличии давления в масляной магистрали, превышающего 1 кг/см2. Конструкция и работа этого клапана показаны на рис. 31.
Давление масла в системе смазки двигателя при движении автомобиля со скоростью 50 км/час должно быть от 2 до 4 кг/см 2 . Оно может повыситься при холодном, непрогретом двигателе до 4,5 кг/см 2 и упасть в жаркую летнюю погоду до 1,5 кг/см2. На малых оборотах холостого хода давление должно быть приблизительно 1 кг/см 2 . Падение давления масла на средних оборотах ниже I кг/см 2 (при исправных масляном манометре и его датчике) указывает на наличие неисправности двигателя или масляного насоса. Дальнейшая работа двигателя при этом должна быть прекращена.
Следует, однако, иметь в виду, что резкое падение давления масла в масляной системе на средних оборотах до нуля, обнаруживаемое иногда на щитке приборов, может быть следствием как порчи самого масляного манометра и его датчика, заедания в верхнем положении или ослабления крепления поплавка маслоприемника, так и заедания редукционного клапана масляного насоса, в результате чего его шарик находится постоянно в приоткрытом состоянии.
В этом случае необходимо, убедившись предварительно в исправности масляного манометра и его датчика с помощью контрольного манометра или приборов с другого автомобиля (исправность работы которых не вызывает сомнений), снять крышку масляного насоса, разобрать редукционный клапан и тщательно промыть все его детали в чистом бензине. Кроме того, необходимо промыть и продуть сжатым воздухом полость Клапана в крышке. Затем собрать редукционный клапан (ни в коем случае не нарушая при этом его регулировки) и поставить крышку на место.
Так как сухие шестерни не в состоянии засосать масло из картера двигателя, необходимо перед сборкой насоса смазать их зубья и торцы солидолом, а полость крышки заполнить чартерным маслом.