Подвеска двигателей

Для уменьшения передачи вибраций двигателя на раму и ударных нагрузок (возникающих при движении автомобиля) с рамы на двигатель, крепление последнего к раме осуществляется не непосредственно, а через промежуточную связь в виде эластичных резиновых подушек Т акое крепление двигателей, с одной стороны, обеспечивает комфортабельность езды в автомобиле, делая ее не утомительной, а с другой—снижает износы и повышает долговечность работы всех узлов и агрегатов автомобиля, в том числе рамы и кузова.

Двигатель ГАЗ-51 крепится к раме в четырех точках на круглых резиновых подушках. На две передние подушки,  смонтированные на первой поперечине рамы, двигатель опирается лапами пластины крышки распределительных шестерен, а на две задние, смонтированные на второй поперечине рамы,—  лапами картера сцепления (рис. 58).

Каждая из опор состоит из двух резиновых подушек с привулканизированной к ним металлической арматурой. Верхняя подушка 9 располагается над поперечиной рамы, а нижняя 11—под ней. Верхняя подушка устанавливается в гнездо 10,  отштампованное из листовой стали, которое вставляется своей цилиндрической отбортовкой в отверстие поперечины рамы. Благодаря этому предотвращается возможность сдвига подушки  относительно поперечины.

Нижняя подушка своим верхним концом, заключенным  в металлическую арматуру, входит внутрь цилиндрической  отбортовки гнезда 10 и благодаря этому, так же как и верхняя подушка, не имеет возможности перемещаться относительно поперечины.

Обе подушки вместе с опорами двигателя стягиваются болтом. Величина затяжки подушек ограничивается распорной втулкой 8, которая своими торцами упирается в шайбы 6 и 12  верхних и нижних подушек.

Для обеспечения нормальной работы подвески, гайки болтов должны затягиваться обязательно до упора торцев распорных втулок в шайбы верхних и нижних подушек.

Верхние подушки защищены от попадания на них масла,  разрушающего резину и повышающего ее твердость, специальными колпаками 7, устанавливаемыми между шайбами верхних подушек и лапами пластины крышки распределительных шестерен (спереди) или картером сцепления (сзади).

Для разгрузки подушек от продольных усилий, возникающих при выключении сцепления, а также от сил инерции, возникающих при торможении и разгонах автомобиля, с левой  стороны двигателя имеется специальная тяга 16. Задний конец  тяги крепится шарнирно к специальному кронштейну 14, привернутому двумя болтами к приливам блока цилиндров.

Передний конец, на котором нарезана резьба, входит в отверстие стенки первой поперечины рамы и закрепляется, в ней двумя гайками 17 и 19— по одной с каждой стороны  стенки.

 

При установке двигателя на раму вначале производится крепление его на передних и задних подушках и только после. этого устанавливается тяга. Регулировка длины тяги осуществляется гайкой 19, навернутой на конец тяги с внутренней стороны стенки поперечины. Гайка при этом завертывается лишь до тех пор, пока не выберется зазор в шарнирном соединении заднего конца тяги. После этого затяжка гайки 19 прекращается и производится окончательное крепление переднего конца тяги завертыванием до отказа контргайки 17, расположенной с наружной стороны поперечины.

Двигатель ЗИМ-12 подвешен к раме на резиновых подушках в трех точках: одной спереди и двух сзади.

Необходимая эластичность подвески достигается за счет значительного объема мягкой резины подушек.

Подушка передней подвески 2 (рис. 59 а) имеет П-образную верхнюю и нижнюю металлическую арматуру, привулканизированную к резине. Нижняя арматура крепится к специальном  кронштейну поперечины передней подвески автомобиля, а верхняя— к лапе пластины крышки распределительных шестерен 4.

Благодаря поперечному относительно оси двигателя расположению П-образной арматуры передней подушки она работает не только на растяжение и сжатие, но и на сдвиг, предохраняя тем самым двигатель от продольных перемещений при выключениях сцепления или при торможениях и разгонах автомобили.

Сверху передняя подушка закрывается металлическим колпаком 3, предотвращающим  попадание на нее минерального масла.

Задние опоры двигателя, на которые он опирается картером  гидромуфты 5 (рис. 59 б), расположены на поперечине подмоторной рамы 10.

Каждая из опор состоит из двух круглых подушек: верхней 7, расположенной над поперечиной, и нижней 9, расположенной под поперечиной. К верхней массивной подушке, с нижней ее стороны, привулканизирована специальная шайба с отбури тонкой,  входящей в соответствующее отверстие поперечины. Эта отбуртовка предохраняет подушку от сдвигов по поперечине.

Нижняя подушка задней опоры, имеющая меньший объем резины, чем верхняя, фиксируется в надлежащем положении (под верхней подушкой) специальной чашкой, приваренной к поперечине.

Нижняя подушка не имеет никакой арматуры. Верхняя и нижняя подушки стянуты одним болтом 6, связывающим их одновременно с картером гидромуфты и поперечиной подмоторной рамы. Затяжка подушек производится обязательно до упора торцев распорной втулки 8 в специальные шайбы верх ней и нижней подушек.

На автомобилях ЗИМ, выпущенных до 1953 года, передняя подушка, имела арматуру в виде плоских пластин и не воспринимала продольных перемещений двигателя. Поэтому на этих двигателях применялась продольная тяга, отличающаяся от описанной выше тяги двигателя ГАЗ-51 только лишь тем, что в крепление ее переднего конца были введены две резиновые прокладки, устанавливаемые по обе стороны переднего кронштейна (между стенками кронштейна и шайбами гаек) аналогично креплению заднего конца продольной тяги двигателя

М-20 (см., рис. 60).

Порядок установки и регулировки тяги двигателя ЗИМ-12 такой же, как и на двигателе ГАЗ-51 (см. выше). Затяжку гаек на переднем конце тяги надо производить так, чтобы толщина резиновых прокладок была одинакова с обеих сторон.

Двигатель М-20 крепится к раме в трех точках: на две резиновые подушки спереди и на одну двойную резиновую  подушку сзади (рис. 60) Подушки передней подвески двигателя— та нгенциального типа, представляют собой куски мягкой резины с привулканизированной металлической арматурой. Расположены они симметрично относительно оси коленчатого вала и крепятся к поперечине рамы, а двигатель опирается на них лапами пластины крышки распределительных шестерен.

Благодаря наклонному расположению передних подушек резина в них работает на сжатие, растяжение и сдвиг.

Задняя подвеска расположена между картером сцепления и картером коробки передач. Состоит она из двух подушек: верхней— бе з арматуры и нижней—с арматурой, изготовленных, так же, как и подушки передней подвески, из мягкой резины.

Между верхней (литой) частью картера сцепления и поперечиной рамы помещается верхняя подушка; нижняя подушка расположена под поперечиной рамы и крепится к ней тремя болтами. Обе подушки с расположенной между ними поперечиной стянуты двумя болтами, завернутыми до отказа в верхнюю часть картера сцепления; затяжка подушек при этом ограничивается распорными втулками, которые верхними торцами упираются в защитный колпак верхней подушки, прилегающий непосредственно к картеру сцепления, а нижними— в арматуру, привулканизированную к нижней подушке.

Таким образом, под действием  веса двигателя верхняя подушка сжимается, а нижняя, через распорные втулки растягивается.

Для разгрузки подушек от усилий, возникающих при выключении сцепления, а также от сил инерции при торможении и ускорении автомобиля, с левой стороны двигателя имеется специальная тяга, аналогичная тяге двигателя ГАЗ-51

Концы тяги двигателя М-20, в отличие от тяги двигателя ГАЗ-51, имеют эластичное соединение с поперечиной рамы и кронштейном блока.

При установке двигателя М-20 на автомобиль необходимо (см. рис. 60):

1) закрепить двигатель на двух передних и одной задней подушках двигателя; при этом затяжку обоих болтов задней подвески следует произвести обязательно до упора торцев распорных втулок в защитный колпак верхней подушки  и нижнюю  пластину, привулканизированную к нижней подушке;

2) подсобрать  задний  конец продольной  тяги с задним кронштейном; вставить передний конец тяги в кронштейн на поперечине рамы, после чего закрепить задний кронштейн на блоке цилиндров;

3) отрегулировать продольную тягу в такой последовательности:

а) затянуть гайку 7 на переднем конце тяги;

б) затянуть гайку 12 на заднем конце тяги до ликвидации зазоров между задним кронштейном, резиновой прокладкой и шайбой (ко не более);

в) заткнуть гайку 10 на заднем конце тяги.

После затяжка всех гаек, толщина резиновых прокладок на обоих концах тяги должна быть одинаковой.

Двигатель ГАЗ-69 крепится к раме так же, как и двигатель М-20, в трех точках: спереди— на две тангенциальные подушки и сзади—на одну двойную подушку (рис. 61).

К передним подушкам 8 сверху привулканизирована П-образная пластина (арматура), а снизу—пластина с выступом, входящим в массу резины подушки.

Нижними пластинами подушки передней опоры крепятся

тремя болтами к наклонным  кронштейнам 2,  приваренным к лонжеронам рамы 1 симметрично оси коленчатого вала,

К верхним П-образным пластинам крепится двигатель, опирающийся на них лапами пластины крышки распределительных шестерен 4.

Задняя двойная подушка крепится к поперечине рамы 8 так же, как и на автомобиле М-20, тремя болтами.

Нижняя подушка задней опоры 9, располагающаяся под поперечиной, одинакова с нижней подушкой задней подвески двигателя М-20. Верхняя подушка 6, располагающаяся над поперечиной, в отличие от верхней подушки двигателя М-20, снабжена привулканизированной к ней сверху и снизу П-об-разной арматурой.

Верхняя арматура этой подушки имеет два невысоких выступа, которые входят в специальные углубления, имеющиеся на нижней плоскости картера сцепления 5, и связывают тем самым продольные перемещения двигателя с верхней подушкой задней опоры двигателя.

Обе подушки с расположенной между ними поперечиной стягиваются двумя болтами 10, завернутыми до отказа в верхнюю часть картера сцепления.

Затяжка подушек органичивается распорными втулками 7,  упирающимися своими торцами в арматуру верхней и нижней подушек.

Благодаря тому, что П-образная арматура подушек подвески расположена поперек оси двигателя, подушки хорошо работают на сдвиг, воспринимая осевые перемещения двигателя (главным образом верхняя подушка задней опоры). Поэтому надобности в тяге соединения двигателя с рамой, применяемой на автомобилях М-20 и ГАЗ-51, здесь нет.

При установке двигателя ГАЗ-69 на автомобиль окончательное закрепление передних подушек 3 на кронштейнах производится после установки двигателя и затяжки болтов задних подушек до упора торцев распорных втулок в арматуру подушек.