Масляный насос

Шестеренчатые масляные насосы двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 (рис. 32), а также М-20 и ГАЗ-69 (рис. 33) устанавливаются снаружи двигателей на правой их стороне. Корпус насосов своим цилиндрическим хвостовиком входит в отверстие блока и крепится к нему двумя болтами. Между блоком и насосом ставится уплотняющая прокладка из паранита . Привод масляного насоса осуществляется от распределительного вала  парой шестерен с винтовым зубом. Ведущая шестерня привода

 

насоса изготовлена за одно целое с распределительным валом, ведомая шестерня привода 2 закреплена на конце валика масляного насоса 4 шпилькой 1.

Различное направление винтовой линии шестерен привода (правое—на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12 и левое—на двигателях М-20 и ГАЗ-69), вызванное различным относительным расположением места зацепления шестерен (см. поперечные разрезы двигателей, рис. 2 и 5) вызывает при работе двигателей различные по направлению осевые усилия валиков насоса. На рис. 32 и 33 эти усилия изображены стрелками. В насосах двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 они воспринимаются упорным кольцом 17, закрепленным на валике 4 штифтом 16, а в насосах двигателей М-20 и ГАЗ-69—плоскостью крышки масляного насоса.

В корпусе насоса размещаются две рабочие цилиндрические шестерни 6 и 8 с прямым зубом.

Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси 5, которая запрессована в корпус.

Ведущая шестерня 8 в насосах, устанавливавшихся на двигатели ГАЗ-51, ЗИМ-12 и М-20 до середины 1953 года, закреплялась на валике 4 с помощью сегментной шпонки 9, а с середины 1953 года крепление ее на всех насосах осуществляется с помощью штифта 18. При этом необходимость в постановке упорного кольца 17 на масляных насосах двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 отпала, так как осевые усилия воспринимаются при этом самой шестерней (см. рис. 32 б).

Помимо упрощения конструкции насосов, это устранило, имевшую место деформацию ведущей шестерни из-за ослабления ее сечения шпоночной канавкой и тем самым повысило плавность, а следовательно и бесшумность работы шестерен.

Направление вращения шестерен (со стороны крышки) и движения масла внутри насосов показано на рис. 34 стрелками.

Рабочая полость насосов посредством двух отверстий в их корпусе, совпадающих с отверстиями в приливе блоков цилиндров для крепления насосов, сообщается с приемной и нагнетательной трубками масляной магистрали.

Рабочая полость насосов с шестернями закрывается крышкой 10, в которой помещается редукционный клапан (см. также рис. 30).

Для разгрузки шестерен насоса от усилий, в результате высоких давлений масла при сжатии его во впадинах зацепляющихся друг с другом зубьев, на торце крышки, в средней ее части, имеется неглубокая канавка, перепускающая масло из области высокого давления во впадине в нагнетательную полость насоса. Благодаря этой разгрузке шестерни насоса работают спокойней и менее шумно.

Между крышкой и корпусом насоса устанавливается картонная или паранитовая прокладка 7, толщина которой составляет соответственно 0,20—0,25 мм или 0,3—0,4 мм. Необходимо помнить, что при увеличении толщины этой прокладки давление, развиваемое насосом, уменьшается вследствие образования внутренней циркуляции масла в самом насосе.

На выходящем из корпуса конце валика 4 имеется паз, в который входит прямоугольный выступ валика распределителя зажигания. При постановке насоса на двигатель необходимо ставить указанный паз в определенное положение, как указано ниже.

После пуска двигателя насос начинает работать только при наличии в нем масла. Поэтому если насос снимался с двигателя и масло из него вытекло , то перед постановкой на место его вновь нужно заполнить маслом.

Установка масляного насоса, на двигатель для правильного соложения распределителя зажигания должна производиться в следующем порядке:

1) поставить коленчатый вал в положение, соответствующее верхней мертвой точке хода сжатия в первом цилиндре, для чего необходимо:

а) вынуть крышку люка на картер сцепления, расположенного около стартера, и вывернуть свечу первого цилиндра;

б) закрыв пальцем   отверстие свечи первого цилиндра, повернуть заводной рукояткой коленчатый вал до начала выхода воздуха из-под пальца, то-есть до начала хода сжатия в этом цилиндре;

в) убедившись, что сжатие началось, осторожно поворачивать коленчатый вал до совпадения указателя в люке картера сцепления с шариком на маховике (на двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-69) или меткой „МТ" или „О " на переднем торце гидромуфты (на двигателе ЗИМ-12), как показано на рис. 35; 2)

  повернуть валик насоса, еще не установленного на двигатель, так, чтобы паз на его конце, служащий для сопряжения с выступом валика распределителя зажигания, был расположен (если смотреть на торец валика с пазом), как указано сплошными линиями на рис. 36;

3) осторожно вставить насос  на место, проследив за тем, чтобы его шестерня не задевала за стенки отверстия в блоке н не проворачивалась бы от этого. Когда винтовая шестерня масляного насоса войдет в зацепление с винтовой шестерней распределительного вала, она несколько повернется и паз для выступа валика распределителя займет горизонтальное положение, показанное на том же рисунке пунктирными линиями.