Принцип работы и основные элементы системы охлаждения двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69- одинаковы. Система охлаждения этих двигателе й- жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией, осуществляемой водяным насосом центробежного типа. Благодаря закрытой (герметичной) системе охлаждения обеспечиваются минимальные потери охлаждающей жидкости на испарение, и поэтому во время эксплуатации не требуется частых доливок последней в радиатор.
Для облегчения пуска в условиях низких температур при безгаражном хранении автомобилей, в систему охлаждения двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-69 включен котел пускового подогревателя.
Емкость всей системы охлаждения: на двигателе ГАЗ-51 — 14,5 л, . ЗИМ-12— 13 л, М-20 — 10,5 л, ГАЗ-69 — 12 л. На рис. 44 изображена система охлаждения двигателя ЗИМ-12. Направление циркуляции воды в системе показано на рисунке стрелками.
Водяной насос 7 забирает воду из нижнего бачка радиатора и нагнетает ее в водораспределительную трубу 5, расположенную вдоль всего блока в верхней его части между цилиндрами и газовыми каналами клапанов. Из водораспределительной трубы вода поступает в водяную рубашку цилиндров через шесть вырезов, расположенных против газовых каналов выпускных клапанов, обеспечивая таким образом интенсивное охлаждение наиболее горячих мест двигателя. Из рубашки блока цилиндров вода поступает через отверстия в верхней плоскости блока и в прокладке головки цилиндров в рубашку головки и далее, в зависимости от теплового режима двигателя, через термостат и выпускной патрубок головки цилиндров—в верхний бачок радиатора (при прогретом двигателе) или, минуя радиатор,—с нова в водяной насос (при непрогретом двигателе).
Температура воды в системе охлаждения во время работы двигателя оказывает исключительно большое влияние на экономичность и долговечность его работы. При низких температурах происходит конденсация паров топлива на стенках цилиндров, смывание смазки с них и, как следствие, износ поршневой группы цилиндров и повышенный расход топлива.
Как показывают опытные данные, если износ двигателя принять за нормальны!! при температуре охлаждающей воды в 80°С , то при 50°С он увеличивается в 2 раза, а при 30QC— в 5—6 раз.
Поэтому с точки зрения сокращения износа двигателя и
уменьшения расхода топлива чрезвычайно важно сократить
время прогрева двигателя после его пуска и поддерживать наивыгоднейший температурный режим системы охлаждения во все время его работы.
Наивыгоднейший температурный режим работы двигателя (80—-90-Q поддерживается при помощи термостата, жалюзи радиатора и теплого чехла на капоте и радиатора.
Быстрый прогрев двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-69 при пуске
их в условиях низких температур (при безгаражном хранении автомобилей) обеспечивается специальным пусковым подогоевателем (рис. 45), состоящим из котла 4, нагревательной лампы 11 и двух трубок 14 и 15, соединяющих котел соответственно с водяной рубашкой блока и головки цилиндров. Котел изготовлен из двух труб, вставленных одна в другую. Полость между трубами и частично рубашка блока заполняется пепел пуском двигателя через воронку 12 водой. Внутренняя труба является жаровой трубой котла; для увеличения поверхности нагрева она имеет внутри четыре продольных ребра. На время работы котла нагревательная лампа вставляется в верхнюю
часть горловины жаровой трубы сквозь окно в брызговике. автомобиля.
На нижнем конце жаровой трубы имеется сплющенная насадка, расположенная у нижней части масляного картера двигателя
Пламя лампы, проходя по жаровой трубе, нагревает воду в котле, а выходящие газы омывают масляный картер, нагревая масло, и, поднимаясь далее вверх, обогревают впускную трубу и карбюратор. Горячая вода и пар из котла проходят по трубе 15 сперва в водяную рубашку головки блока, затем в водяную рубашку блока и далее по нижней трубе //—с нова в котел подогревателя.
В результате такой циркуляции горячей воды, двигатель сравнительно быстро прогревается до температуры, при которой пуск его осуществляется совершенно нормально. Так, при температуре окружающего воздуха минус 20—30°С двигатель прогревается до температуры 45—50°С в течение 20—30 минут.
Наличие пускового подогревателя существенно увеличивает долговечность двигателя.
Выпуск воды из системы охлаждения производится обязательно через два краника, один из которых помещается на нижнем бачке радиатора, а другой в нижней части котла пускового подогревателя (на автомобилях ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ГАЗ-69) или на блоке (на автомобилях ЗИМ-12 и М-20). В виду того, что система охлаждения всех двигателей герметичная, необходимо при сливе воды обязательно снимать пробку радиатора.