Система зажигания

На двигателях ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 устанавливается 12-вольтовое оборудование, обеспечивающее и- -быстрый и надежный запуск, что существенно сокращает износы двигателей.

Питание электрическим током системы зажигания осуществляется генератором, работающим совместно с аккумуляторной батареей, которые являются общими источниками тока для всей системы электрооборудования автомобиля.

Зажигание двигателей выполнено по однопроводной системе. С массой соединены положительные клеммы источников тока и потребители.

Генератор— шу нтовой , двухполюсный, двухщеточный , рассчитан на максимальную отдачу тока около 18 ампер.

На двигатель ГАЗ-51 устанавливается генератор типа Г-21. а на двигатели М-20, ГАЗ-69 и ЗИМ-12— типа Г-20. Указанные генераторы отличаются друг от друга только лишь размерам;; приводных шкивов. Благодаря тому, что посадочные размерь; шкивов этих генераторов одинаковы, сами генераторы полностью взаимозаменяемы, точно так же как и отдельные детали их.

Во вращение генераторы приводятся теми же ремнями, что и вентиляторы. Генераторы работают совместно с реле-регуляторами, представляющими собой совокупность трех приборов: реле обратного тока, регулятора напряжен ия я о граничителя максимальной силы тока, смонтированных на одной панели под общей крышкой.

Генератор Г-21 работает с  реле-регулятором РР-12, а генератор Г-20—с реле-регулятором РР-12 Б. Эти релерегуляторы отличаются друг от друга только лишь незначительным изменением пределов напряжения включения реле обратного тока и напряжения, поддерживаемого регулятором напряжения (см. табл. 9). При необходимости они могут заменяться яруг другом.

Аккумуляторная батарея состоит из шести соединенных последовательно элементов.

На автомобили ГАЗ-51 и ГАЗ-63 устанавливаются по две соединенные последовательно аккумуляторные батареи типа З-СТ-80 (емкость 80 а-ч ) или З-СТ-70 ВД (емкость 70 а-ч ).

На автомобиль ЗИМ устанавливается аккумуляторная батарея типа 6-СТ-68-ЭМ (емкость 68 а-ч ), а на автомобили М-20 и ГАЗ-69—батарея типа 6-СТ-54 (емкость 54 а-ч ).

Примечание. Указанные в скобках емкости батарей (кроме емкости батареи З-СТ-80) исчисляются при 10-часовом режиме разрядки; емкость батарей 3-СТ-ЬО исчисляется при 20-часовом режиме разрядки.

Катушка зажигания снабжена дополнительным сопротивлением в цепи первичной обмотки, включенным последовательно с ней и автоматически закорачиваемым (шунтируемым) во время пуска двигателя стартером, в результате чего сила тока, проходящего через первичную обмотку катушки увеличивается и, следовательно, увеличивается напряжение во вторичной цепи. Это обеспечивает безотказное воспламенение смеси при пуске двигателя стартером, когда напряжение аккумуляторной батареи сильно падает вследствие большого расхода тока.

На двигатели ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-69 ставятся катушки типа Б21 или Б21-Б, на двигатель ЗИМ-12—катушка типа Б21-А. Указанные типы катушек зажигания, имея одинаковую техническую характеристику, могут в эксплуатации при необходимости заменяться друг другом.

Распределитель зажигания установлен на двигателях наклонно с левой стороны блока цилиндров и приводится во вращение по направлению часовой стрелки (если смотреть со стороны его крышки) от распределительного вала при помощи

 

нары шестерен с винтовым  зубом и передаточным отношением 1:1.

Но двигатели ГАЗ-51 и ЗИМ-12 устанавливается распределитель тина Р-20, а на двигатели М-20 я ГАЗ-69— типа Р-23. Оба распределителя зажигания снабжены центробежным и вакуумным регулятором опережения зажигания и ручным октан-корректором .

Центробежный регулятор обеспечивает изменение угла опережения зажигания в зависимости от числа оборотов коленчатого вала (или валика распределителя), а вакуумный— в зависимости от нагрузки двигателя (или разрежения во впускной трубе).

Характеристики работы центробежного и вакуумного регуляторов приведены соответственно в таблицах 10 и 11.

Октан-корректор, устанавливаемый от руки, дает возможность уточнить начальную установку зажигания соответственно применяемому сорту бензина в пределах ± 12 градусов по углу поворота коленчатого вала.

Конденсатор емкостью 0,17—0,25 мкф для удобства замены размещен снаружи корпуса распределителя или на генераторе.

Запальные свечи. Двигатели ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-69 рассчитаны на применение запальных свечей типа М 12/10, М12/12,  НМ12/10, НМ12/12 или НМ12/12АУ. Нормальный зазор между электродами свечей 0,0—0,7 мм.

Эти свечи имеют диаметр резьбы 18 мм, длину ввернутой части 12 мм и длину изолятора 10 или 72 мм.

Устанавливать на двигатели ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-69 отечественные свечи Ml5/15 или М20/20, имеющие длину ввертной части соответственно 15 и 20 мм, а также любые, импортные  свечи с длиной ввертной части более 12 мм категорически запрещается, тек, как двигатели при этом будут выведены из строя (клапаны будут задевать за свечки).

Свечи с длиной изолятора более 12 мм, например М12/15 непригодны для работы, так как они слишком  „горячи" (обладают малой теплоотдачей). Изолятор этих свечей будет перегреваться и растрескиваться, особенно летом.

  Свечи с длиной юбки изолятора менее 10 мм, например М12/8,—слишком „холодны" (обладают большой теплоотдачей)  Они при работе двигателя замасливаются и покрываются нагаром. В холодную погоду двигатель на этих свечах плохо заводится.

  Свечи М12/8 могут использоваться только летом, а свечи М15/15- только зимой.

На двигатель ЗИМ-12 устанавливаются запальные свечи типа НА12-15АГ с резьбой диаметром 14 мм, длиной ввертной части 12 мм и длиной изолятора 15 мм. Нормальный зазор между электродами свечей 0,7-0,8 мм.

Стартеры двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 имеют принудительное включение шестерен с зубчатым ободом маховика. На двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-69 это включение осуществляется с помощью механического привода, а на двигателе ЗИМ-12— с помощью электромагнитного реле.

Для предохранения стартеров от вращения „в разнос", после того как двигатель заведется, механизмы включения их шестерен с зубчатыми ободами маховиков снабжены муфтами свободного хода.

На двигатель ГАЗ-51 устанавливается стартер типа СТ8, на двигатели М-20 и ГАЗ-69— стартер типа СТ20, а на  двигатель ЗИМ-12— стартер типа СТ20Б. Стартеры СТ8 и СТ20 отличаются друг от друга только формой рычага привода включения.