Снятие масляного картера двигателя и установка его на место

В эксплуатации масляный картер двигателя приходится снимать для замены поршневых колец, вкладышей подшипников, промывки масляной системы, а также для проверки состояния и замены отдельных, вышедших из строя деталей кривошипно-шатунного механизма при текущих ремонтах. 

Снятие и установку на место масляного картера двигателя непосредственно на автомобиле производят на смотровой яме или эстакаде.

Для снятия картера с двигателя на автомобилях ГАЗ-51, M-2G и ГАЗ-69 требуется: слить масло из картера, отсоединить от него шланг масляного радиатора (на двигателе ГАЗ-51) или фильтра тонкой очистки (на двигателях М-20 и ГАЗ-69), а также трубку указателя уровня масла (на двигателе М-20); снять нижнюю часть картера сцепления и брызговики, затрудняющие доступ к болтам крепления картера к блоку.

При снятии картера с двигателя М-20 необходимо учитывать, что:

1) для отвертывания четырех передних болтов крепления картера к  блоку нужно пользоваться специальным ключом с шарнирной головкой или Г-образным торцевым ключом с короткой рукояткой (80—90 мм);

2) снять картер можно только, когда шатунные шейки коленчатого вала занимают горизонтальное положение, для чего необходимо, повертывая коленчатый вал пусковой рукояткой, совместить указатель установки зажигания в лючке картера сцепления с шариком в ободе маховика и затем  повернуть его еще на 90°;

3) для снятия картера после отвертывания  всех болтов его крепления к блоку и установки коленчатого вала в указанное выше положение, необходимо опустить его заднюю часть вниз и подать весь картер назад.

Для установки  масляного  картера на место необходимо: 1. Поставить на место переднюю и заднюю прокладки картера так, чтобы концы, выступающие  над привалочной плоскостью картера, были одинаковой длины с обеих сторон; каждую боковую прокладку привязать в двух местах, тонкой ниткой к картеру через отверстия для болтов, чтобы они держались на кем при установке его на место.

Прокладки перед установкой смазать с обеих сторон тонким слоем солидола для лучшей герметизации и возможности последующей смены их без повреждения.

По возможности следует применять новые прокладки. При отсутствии повреждений можно использовать также и старые прокладки, предварительно распарив их в горячей воде.

Распаренные прокладки перед установкой на место следует просушить, чтобы они приняли по длине первоначальные размеры.

2. Удерживая заднюю часть картера  опущенной, завести переднюю часть на место и слегка прижать картер четырьмя болтами (без пружинных шайб) по два с каждой стороны. Равномерно подтянуть поставленные болты для частичного прижатия выступающих  концов пробковых прокладок; при этом нужно следить за тем, чтобы концы прокладок не ломались и не подгибались.

3. Поставить остальные болты крепления масляного картера вместе с пружинными шайбами и слегка (предварительно) затянуть их; затем  вывернуть поставленные вначале четыре болта, надеть на них пружинные шайбы и также слегка затянуть Окончательно затягивать болты масляного картера следует от его середины к концам.

Объем вспомогательных работ при снятии картера с двигателя на автомобиле ЗИМ почти не отличается от объема работ по снятию самого двигателя с автомобиля. Поэтому в большинстве случаев при текущем ремонте (особенно при замене поршневых колец и вкладышей подшипников) двигатель. ЗИМ-12, в отличие от двигателей ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-69, целесообразнее снимать с автомобиля. Снимать же картер с двигателя на автомобиле ЗИМ рекомендуется только лишь при проверке состояния и замене отдельных вышедших из строя деталей, при промывке масляной системы и тому подобных мелких работах.

Для снятия картера необходимо выполнить следующие операции:

1. Слить масло из картера и отсоединить от него шланг масляного радиатора.

2. Отсоединить подушку передней подвески двигателя от скобы кронштейна.

3. Вывесить переднюю часть двигателя с помощью веревки или цепи, пропущенной под корпус водяного насоса, к домкрата, установленного на деревянном брусе сечением 70X100 мм, опирающемся на отфланцовки крыльев.

4. Отвернуть четыре наружных болта  крепления поперечины независимой подвески к подрамнику двигателя.

5. Отвернуть четыре длинных болта крепления поперечины независимой подвески и поставить их на место наружных болтов.

6. Отвернуть четыре внутренних коротких болта крепления поперечины независимой подвески к лонжеронам и два болта крепления кронштейна передней подвески двигателя к первой поперечине подрамника.

7. Отсоединить реактивную тягу двигателя (на автомобилях, выпущенных до 1953 года).

8. Поднять автомобиль за первую поперечину подрамника так, чтобы поперечина независимой подвески повисла на длинных болтах, отделившись от подрамника на 60—65 мм.

9. Снять нижнюю часть картера сцепления вместе с распорными кронштейнами между блоком цилиндров и  нижней частью картера сцепления.

10. Снять масляный картер двигателя.

Установку  картера  на место производить, как  указано выше.