В результате износа, передней и задней баббитированных шайб упорного подшипника, стальной упорной шайбы, а также плоскости бурта первой коренной шейки осевой зазор коленчатого вала (см. рис. 15) постепенно увеличивается, что приводит к работе шатунно-кривошипного механизма с перекосами, к возникновению стуков в нем, а также к быстрому выходу из строя шайб упорного подшипника.
Осевой зазор может быть восстановлен одним из следующих способов, применяемых в отдельности или в любой комбинации друг с другом:
1). з аменой изношенных передней и задней баббитированных шайб упорного подшипника новыми;
2) перевертыванием стальной упорной шайбы обратной стороной (так, чтобы изношенная сторона была обращена к распределительной шестерне);
3) применением бумажных прокладок требуемой толщины, приклеиваемых шеллаком к стальному торцу передней (баббитированной ) шайбы упорного подшипника и по конфигурации соответствующих ей.
В связи с восстановлением нормальной величины осевого зазора коленчатого вала (0,075—0,175 мм) необходимо иметь в виду, что передняя баббитированная шайба упорного подшипника сортируется по толщине на четыре группы через каждые 0,025 мм.
Пределы абсолютной, толщины, шайбы или условная маркировка ее обозначаются с тыльной, (стальной) стороны шайбы, в соответствии с табл.. 31.
Поэтому при замене передней шайбы упорного подшипника надо брать новую шайбу большей толщины, чем заменяемая , на величину, соответствующую требуемому уменьшению осевого зазора.
Перед установкой передней и задней баббитированных шайб упорного подшипника, на место надо тщательно проверять на ощупь, совпадают ли торцы блока и крышки переднего коренного подшипника, к которым прилегают шайбы, так как несовпадение их приводит к неправильной установке шайб (с перекосом), задирам их и выплавлению баббита. Совпадение указанных торцев достигается с помощью легких ударов медным молотком по одному из торцев крышки при слегка отпущенных болтах ее крепления, которые после этого вновь затягиваются.
Для проверки осевого зазора необходимо заложить отвертку между первым коленом вала и передней внутренней стенкой блока и, пользуясь ею как рычагом, отжать вал к заднему концу двигателя. Величина зазора определяется щупом, закладываемым между торцем задней упорной баббити-рованной шайбы и плоскостью бурта первой коренной шейки
(рис. 118).
Ремонт упорного подшипника коленчатого вала производится, как правило, при капитальном и реже при среднем ремонте двигателя.