Шумная работа шестерен, выкрашивание зубьев и повышенный зазор в зацеплении свидетельствуют о том, что шестерни изношены и их надо заменить новыми. Обычно приходится менять текстолитовую шестерню распределительного вала.
Восстановление, нормального зазора в зацеплении распределительных шестерен облегчается тем, что текстолитовые шестерни по толщине зуба (в пределах допуска на их изготовление) рассортировываются на заводе на 3 группы: на шестернях с толщиной зуба, изготовленной по верхнему пределу, на неполированном торце ступицы выбита буква В ; на шестернях со средней толщиной зуба выбита буква С , а на шестернях с толщиной зуба по нижнему пределу—буква Н.
Двигатели, собираемые на заводе, укомплектовываются, шестернями с буквами Н и С , в запасные же части отправляются шестерни с буквами С и В. Поэтому при замене изношенной шестерни новой следует применять шестерни ближайшего большего размера. Например, если изношенная шестерня помечена буквой Н, то новая шестерня должна иметь букву С или В (в зависимости от степени износа). Исключение, составляет двигатель, у которого восстановлены подшипники коленчатого и распределительного валов; в этом случае выбирают новую шестерню такого же размера, как и изношенная .. Каждый раз после указанной замены изношенной шестерни новой следует проверять боковой зазор в зацеплении. Проверка производится щупом, вводимым между двумя зацепляющимися зубьями. Величина указанного зазора должна быть в пределах 0,05 — 0,12 мм.
Для обеспечения необходимых моментов открытия и закрытия клапанов распределительные шестерни должны устанавливаться таким образом, чтобы метка „О " на зубе шестерни коленчатого вала приходилась против риски у впадины зубьев, шестерни распределительного вала (см. рис. 23).
Одновременно с заменой шестерни распределительного, вала надо прочищать от смолистых отложений отверстие, выходящее в шпоночную канавку распределительной шестерни: коленчатого вала (рис. 15).
Указанное отверстие отводит в полость крышки распределительных шестерен и далее в картер двигателя масло, просачивающееся под храповик из переднего коренного подшипника, по шпоночным канавкам в шестерне и ступице шкивов коленчатого вала и тем самым предотвращает течь масла из-под храповика.