Каждый раз при разборке клапанного механизма надо проверять упругость клапанных пружин, так как она при длительной работе пружин уменьшается (пр ужины „садятся") и может достичь такой величины, при которой кинематическая связь отдельных звеньев распределительного механизма не будет обеспечиваться. Это приведет к падению мощности двигателя, повышению расхода топлива и стукам клапанов.
Усилие, потребное для сжатия новых пружин до размера 44,5 мм, находится в пределах 18,4— 21,1 кг, а до размера 35,7 мм— в пределах 46,2—49 кг. Простейшее приспособление для контроля упругости клапанных пружин изображено на рис. 136.
Снижение упругости клапанных пружин при сжатии их до 44,5 мм и до 35,7 мм более чем на 10— 15% от минимальных пределов, указанных выше, а также появление на их витках следов коррозии служат основанием для смены пружин.
Следует иметь в виду, что одной из основных причин преждевременной поломки клапанных пружин в эксплуатации является их коррозия, которая вызывается частой и продолжительной работой двигателя при пониженной температуре охлаждающей воды (40—50С) или при неисправно действующей вентиляции картера в результате засмоления ее элементов: трубок, маслоотражателя крышки клапанной коробки, клапана, фильтров, отверстия во впускной трубе, к которому присоединяется вытяжная трубка (двигатель ГАЗ-51 ), и т. д.
На двигатели ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 нельзя устанавливать клапанные пружины с каких-либо других двигателей.
Ставить клапанные пружины в двигатель надо таким образом, чтобы конец с уменьшенным шагом витков был обращен вверх (прилегал к блоку). Неправильная установка пружин может привести к преждевременной поломке их.
Снимать и устанавливать клапанные пружины на место надо с помощью специального съемника (рис. 137), нижний рычаг которого упирается в блок, а верхний— в тарелку клапанной пружины.
При завертывании фасонной гайки на конце шарнирного стержня рычаги съемника расходятся; верхний рычаг отжимает при этом тарелку с клапанной пружиной вверх, освобождая нижнюю часть стержня клапана с сухариками и обеспечивая возможность снятия или установки их на место.
При отвертывании фасонной гайки верхний рычаг, а вместе с ним тарелка и пружина опускаются вниз. Перед установкой на место, сухарики следует обильно смазывать солидолом для их прилипания к стержню клапана.