Износы деталей масляного насоса могут явиться одной из причин падения давления в масляной системе; кроме того, при значительных нзносах насос начинает работать шумно.
Чтобы выявить неисправности масляного насоса, его необходимо снять с двигателя и разобрать. Однако к полной разборке насоса следует приступать только лишь после проверки состояния редукционного клапана, так так он может также явиться причиной ненормального давления масла в системе (ослабла пружина, износился шарик, поврежден направляющий колпачок пружины клапана и т. д.). Усилие пружины редукционного клапана при сжатии ее до 65 мм должно быть в пределах 3,75—4,25 кг. Негодную пружину надо заменить новой.
Если направляющий колпачок клапана окажется поврежденным, нужно заменить его новым или, при отсутствии нового,, собрать клапан без колпачка. При этом действие редукционного клапана не нарушится: повысится лишь несколько шумность его работы, в то время как работа клапана с поврежденным колпачком может привести к недостаточному поступлению масла к трущимся поверхностям или к полному прекращению подачи масла в масляную магистраль со всеми вытекающими отсюда серьезными последствиями.
Для разборки масляных насосов новой конструкции на двигателях ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69, а также масляных насосов старой конструкции на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12 необходимо предварительно высверлить расклепанную головку штифта крепления шестерни привода масляного насоса на его валике, выбить штифт и выпрессовать эту шестерню; только после выполнения указанных операций валик вместе с ведущей шестерней может быть вынут из корпуса насоса, со стороны его крышки. В случае необходимости, разборка валика насоса новой конструкции и ведущей шестерни производится на прессе; штифт, соединяющий обе эти детали, при этом срезается.
После разборки насоса все его детали должны быть тщателыю промыты, подвергнуты наружному осмотру и обмерам.
Если на плоскости крышки масляного насоса обнаруживается значительная выработка от шестерен, необходимо прошлифовать ее до уничтожения следов выработки.
При серьезных неисправностях насос следует заменить новым, а в случае ремонта должны быть обеспечены необходимые зазоры и натяги в его сопряженных деталях (см. табл. 18).
При сборке насоса, когда на вал напрессовывается шестерня его привода, необходимо обеспечить совпадение отверстий для штифта в шестерне и в теле валика.
В случае замены валика насоса новым , а также при других возможных видах ремонта, надо иметь в виду следующее:
1. Расстояние от торца валика с прорезью до верхнего торца ведущей шестерни должно быть выдержано в насосах двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 в пределах 163 + 0,15 мм и в насосах двигателей М-20 и ГАЗ-69 в пределах 128 + 0,15 мм.
мм под штифт крепления ведущей шестерни на валике насоса сверлится на глубину 19 + 0,5 мм после того, как шестерня уже напрессована на валик.
мм . При этом глубина гнезда в корпусе насоса под упорное кольцо должна быть равной
мм должны
быть соответственно скорректированы .
4. При напрессовке шестерни привода насоса на валик необходимо установить ее так, чтобы ось сверления под штифт была перпендикулярна к прорези на торце валика.
5. Между торцем хвостовика корпуса насоса и шестерней привода должен быть выдержан зазор в 0,25±0,1 мм. Зазор этот обеспечивается вкладыванием щупа между указанными торцами при напрессовке шестерни на валик; при этом торец ведущей шестерни или упорного кольца валика (в насосах двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 старой конструкции) должен быть прижат к корпусу насоса.
Для обеспечения нормальной работы насоса и его привода (пары винтовых шестерен), а также системы зажигания выполнение указанных выше требований совершенно обязательной
При сборке насоса необходимо всегда менять картонную или па ракитовую прокладку между корпусом и крышкой (толщина ее 0,2—0,4 мм). Применение шеллака или других герметизирующих паст при постановке этой прокладки, так же как и установка более толстой прокладки, не допускается, так как это вызовет уменьшение производительности насоса.
При установке масляного насоса на двигатель необходимо всегда менять прокладку между корпусом насоса и блоком, а перед установкой его на двигатель следует убедиться в том, что он заполнен маслом, так как сухой насос в самом начале работы двигателя не будет подавать масло к трущимся поверхностям, что приведет к задирам их и выходу двигателя из Строя.
Чтобы положение распределителя зажигания было правильным, устанавливать масляный насос на двигатель нужно в соответствии с указаниями, сделанными в разделе 2 „Система смазки" главы I, при описании масляного насоса.